Семинар – практикум для родителей по теме: «Играем с пальчиками – развиваем речь»
консультация (старшая группа) на тему

Рябоконова Светлана Григорьевна

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktik_igraem_palichikami_razvmv_rech.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей по теме:

«Играем с пальчиками – развиваем речь»

Выполнила: учитель-логопед

                                                                                                     Рябоконова Светлана Григорьевна

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В.Сухомлинский

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

Задачи:

  • стремиться установить доверительные отношения с родителями;
  • формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;
  • активизировать творческий потенциал родителей;
  •  сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей;
  • предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
  • упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

Оборудование:

  • музыкальное оформление;
  • наглядные материалы.

Участники: учитель-логопед, родители.

Форма проведения:  игровой тренинг.

Ход тренинга

Метод «Дерево ожиданий». Родителям предлагается на шаблонах яблок написать то, что они ожидают от тренинга. Шаблоны яблок прикрепляются на дерево. Ожиданий может быть несколько.

 Специалисты в области логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

 Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

 Начинать работу лучше с массажа (позже - самомассажа).

Доказано, что даже самый примитивный  массаж, заключающийся в сгибании и разгибании  пальцев годовалого малыша, 

  • вдвое ускоряет процесс овладения им речью,
  • способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук,
  • массируя пальчики, вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Продолжительность массажа 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку. Пассивные движения выполняются взрослым с большой амплитудой движений, не допуская неприятных ощущений у ребенка, в медленном темпе. Во время пассивных упражнений необходимо ласково обращаться к ребенку, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Уважаемые родители, посмотрите пожалуйста на столы. На них лежат различные предметы. Сейчас вам нужно будет в течении 5 минут придумать игры с этими предметами, с помощью которых можно развивать мелкую моторику. (Родители предлагают свои варианты).

 Прятки

Возьми короткий карандашик

и сожми его в кулачке, спрячь.

А теперь спрячь в другой руке.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

- потирание ладоней одна о другую;

Родители кладут на ладонь короткий карандаш, сжимают и разжимают кулак...

- потирают ладони одна о другую...

 Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагают крупные трёхгранные карандаши.

Игры с элементами массажа

- перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш).  Например, упражнение

Утюжок

Возьми толстый карандаш.

Положи его на стол.

«Прогладь» карандаш сначала одной ладонью,

потом другой, покатай карандаш по столу:

Карандаш я покачу

Вправо-влево  -  как хочу.

- постукивание кончиками пальцев рук по столу; нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев.

Например, упражнение

Пианино

Прижимай карандаш, который лежит на столе,

кончиком каждого пальца.  Прижимай сильнее!

 Родители   выполняют соответствующие движения

Перекатывание между ладонями шестигранного карандаша оказывает прекрасное оздоравливающее и тонизирующее  воздействие.

- перекатывание по поверхности стола мелких предметов четырьмя пальчиками (позже - двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди. Можно использовать горошину, маленькую бусинку и даже маковое зернышко).

Игра с горошком

Дома я одна скучала,

Горсть горошинок достала.

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

- Пальчик, пальчик, мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай     

И другому передай.

Внимание! Во время игр с мелкими предметами не оставляйте малыша без присмотра!

Массаж ладоней и пальцев рук массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Пододвиньте корзинку, накрытую жёлтой салфеткой. Возьмете из неё мячики.

В руках у родителей разноцветные массажные мячи-ёжики. Совместно с логопедом папы и мамы выполняют предлагаемые движения.

По количеству мячиков на 1-2 меньше родителей. Родители могут по очереди выполнять упражнения, передавая друг другу мячики.

 Игры с прищепками.

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал. И через некоторое время вы заметите, что ребенок пытается конструировать сложные модели, рисовать объемные элементы, объединять и скреплять то, что скрепить нельзя по определению. Вместе с мелкой моторикой развивается логическое мышление ребенка.

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу.

Для игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки. Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки. 

Как играть: 

Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.

Солнышко 

Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки, и травка и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом. 

Щип-щип  

Эта игра подойдёт даже самым маленьким. Возьмите прищепку и пощипайте малыша за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с крохой части тела. 

Рыбки  

Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек. 

Вешаем бельё  

Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для малыша значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику. 

Ладошка  

Сделайте из картона ладошку без пальчиков и скажите малышу, что пальчики ушли гулять. Предложите прикрепить пальчики-прищепки. Эта игра учит малыша соотносить предметы по количеству. 

Поймай жучка 

Возьмите разноцветные прищепки и прикрепите их в различных местах комнаты – на скатерки, на диване, на шторах и т.д. Скажите ребенку, что к нам прилетели жучки. Но они решили поиграть с нами в прятки. Давай вместе найдем их и соберем в коробочку. Если малыш не видел, куда они сели, подсказывайте ему словами «горячо – холодно». Эта игра развивает внимание.    

Игры с цифрами

Научите малыша соотносить цифру с количеством. Например, возьмите одинаковые полоски и предложите крохе прикрепить на нее такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре.

Понятие величины

Возьмите картонные полоски различной длины. Предложите малышу прикрепить к самой короткой полоске — одну прищепку, к средней — две, к самой длинной – три.

Геометрические фигуры

Прикрепляем прищепки к углам на геометрических фигурах – изучаем понятие угол. Считаем, сколько углов у каждой фигуры. Где больше, где меньше углов, где одинаковое количество.

Игры с различными крупами

 «Посадка фасоли»

Дети делают ямки в песке пальчиком и сажают семена.

Пододвиньте корзинку, накрытую красной салфеткой. Уберите салфетку.

Родителям предлагается найти различные мелкие игрушки в сухом бассейне (крышка от контейнера для торта наполнена фасолью).

- Не вынимая найденную игрушку, ощупывая угадайте, что это.

 Пододвиньте коробочку, накрытую зелёной салфеткой.

Родители делают ямки в песке и «сажают» фасоль

Фотография на слайде: девочки пальчиками делают ямки в песке и «сажают» фасоль.

Игры с различными крупами

 «Кто пришел?»

- рисуем на манке (песке), рассыпанной на ярком подносе, следы (круги, овалы, дорожки), разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).

- рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, тар, кирпич, кубик).

Рисовать на манке (песке), рассыпанной на подносе можно пальчиками или деревянными палочками.

Волшебный поднос

На яркий поднос (коробку из-под конфет), тонким слоем насыпьте манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится контрастная линия. Покажите ему, как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок и т.п.

А сейчас нарисуйте что-нибудь сами.

  Игры с различными крупами

«Заготовка корма для зимующих птиц» (или «Угощение для птиц»)

- рассортировать фасоль и горох.

«Подарок для мышек и мышат»

- рассортировать семечки тыквы и подсолнуха.

Игры с крупами.

Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Теперь вам понадобятся всевозможные крупы: пшено, гречка, рис, а также горох, манка и фасоль.

Как можно пересыпать? Ложкой из миски в миску (или из чашки в чашку), раскладывать ложкой крупу поровну в 3 маленькие чашечки. Главное: учите ребенка держать ложку правильно, не в кулаке, а 3 пальцами.

Пересыпание крупы воронку. По аналогии с переливанием воды. Самое интересное в этой работе – это как зернышки сыпятся на дно бутылки с легким шумом. Малыш готов повторять это снова и снова, чтобы, как завороженный, наблюдать за этим удивительным явлением.

Бусы

 Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

Родителям предлагается сделать бусы – нанизываем макароны на шнурок.

Прежде чем сделать бусы из макарон можно вместе с ребёнком покрасить их разноцветными красками.

 «Чашки – ложки»

 Предложите ребёнку пересыпать маленькой ложкой сахар из одной чашки в другую.

Можно перекладывать фасоль, орехи их одной ёмкости в другую.

 Тактильные ощущения

Тактильные ощущения для ребенка очень важны. Тактильные ощущения – огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущения ребенок может страдать физически, у него может снизиться настроение. Ощущения нужны ребенку разные, и далеко не только нежные. Дети часто выбирают дощечки с самой грубой наждачной бумагой и буквально наслаждаются прикосновением к ней. Необходимы ребенку контрастные ощущения. Много исследований шло и в настоящее время идет по изучению кожного зрения, результаты бывают удивительные и не только у слепых людей.

Игры с водой

  1. Переливания:

Из ведра в ведро. Известно, что ребятам с гиперактивностью или просто «сверхактивным» показаны регулярные игры с водой. И чем шустрее ваш малыш, тем больше должен быть объем воды, с которым он играет. Переливать лучше теплую воду половником, кружкой, ковшиком, что у вас под рукой окажется. Чем разнообразнее будут емкости, тем больше ощущений получит малыш.

Из миски в миску. Это можно делать и сидя за столом. Переливать воду из миски в миску можно чем угодно. Например, ложкой, кофейной чашечкой, пипеткой (мисочки нужны поменьше), резиновой грушей, губкой, шприцом (без иглы, разумеется). Научите ребенка управляться с этими предметами, покажите сами и сделайте несколько движений его ручкой.

Переливание через воронку. Здесь вам понадобятся 2 емкости с узким горлышком, например, бутылки. Из одной бутылки малыш наливает воду в другую через воронку. Затем воронка переставляется, и операция повторяется.

  1. Вылавливание шариков. Набросайте в ведро шариков от пинг-понга, а ребенку дайте сито или маленький сачок. Малыши обожают вылавливать «рыбок» из ведра и складывать их в мисочку.

 Пожалуйста, скажите, исполнились ли пожелания, написанные Вами на «яблоках».  Подойдите к нашему дереву и снимите яблоки с ожиданиями, которые оправдались. (Если часть яблок остались, то зачитать ожидания и сказать о том, что мы будем продолжать работу в данном направлении.)  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».

laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....

Мастер - класс для родителей на тему : "Играем с пальчиками - развиваем речь"

Материал по использовании пальчиковой гимнастики и игр с крупами в работе с детьми дошкольного возраста...

Семинар – практикум для родителей по теме: «Играем с пальчиками – развиваем речь»

Цель: Повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.На семинаре представлены игры с ребенком с разными материалами в д...

Семинар – практикум для родителей на тему «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»

Семинар – практикум для родителей на тему«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детской речи»...

Семинар – практикум для родителей по теме: «Играем с пальчиками – развиваем речь»

Семинар – практикум для родителей по теме: «Играем с пальчиками – развиваем речь»...

Семинар – практикум для родителей по теме: «Играем с пальчиками – развиваем речь»

Задачи:стремиться установить доверительные отношения с родителями;формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;способствовать сплочению родительского коллектива;активи...