Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.
консультация на тему

Албу Светлана Павловна

Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.

Комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой   морской соли.


«Комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли.»

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский.

Функция руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Рука связана с нашим мышлением, с переживанием, с трудом. Очень важно развивать мелкую моторику у детей с особыми образовательными потребностями. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей с ОВЗ единодушно сходятся во мнении, о том, что мелкая моторика очень важна потому что через неё развивается речь, внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. Т.М Головина пришла к выводу, что характерным у учащихся с нарушением интеллекта является нарушение мелких движений, что проявляется в их слабости, недостаточной координированности и взаимозаменяемости. Приступая к новому заданию, по мнению Л.В Занкова, ребенок с нарушением интеллекта долго не может сосредоточиться на последовательности выполнении операций. Его движения неловки, суетливы, хаотичны, пальцы рук непослушны; правая рука, как правило, опережает действия левой, что приводит к несогласованности движений.

Как считает Б.И Пинский, отставание в физическом развитии проявляется при выполнении действий и заданий, требующих точности, силы, быстроты, меткости и пластичности движений.

У детей с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна, сложной структурой дефекта одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на развитии речи, социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. У всех детей с отклонениями в развитии имеет место недостаточная мелкая моторика рук. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни.

Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с ОВЗ. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.

О пользе морской соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух в нем оздоравливающими испарениями. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.

Учитывая все выше изложенные факты,  был разработан комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли. Этот комплекс может быть использован с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях.

Цель. Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.

Задачи:

  1. Укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
  2. Подготовить руку дошкольников к письму.
  3. Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.
  4. Развивать воображение, внимание, усидчивость.

Оборудование и материалы: сухая морская соль (без ароматический добавок), пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т.д.)

 

С целью усиления оздоравливающего эффекта, один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными свойствами. Она не предназначена для упражнений и игр.

Правила и требования к занятиям с морской солью:

1. Чисто вымытые, сухие руки.

2. Открытие контейнера с солью непосредственно перед занятием.

3. Использование бумажных салфеток после окончания занятия.

4. Предварительное изучение (по согласию родителей или законных представителей) медицинских карт воспитанников с целью выяснения анамнеза.

Сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики – это комплекс упражнений и игр для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли.

Методические рекомендации по обучению детей упражнениям в морской соли

Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словестной инструкцией. Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т.е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.

При обучении движениям кистей рук и пальцев используются:

  1. Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражения образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии)
  2. Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся у детей жизненный опыт.
  3. Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)

Основные движения, которыми ребенок должен владеть, либо должен быть обучен педагогом:

- сжимание кисти в кулак и разжимание

- вращательные движения указательными пальцами

- потирание ладони о ладонь

- соединение пальцев каждой руки в щепоть

- удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша

Упражнения для пальцев и кисти руки.

“Паучок”

Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.

Сидит на ветке паучок,

Расставил лапки – и молчок.

“Воронка”

Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).

Мы крутили пальцем ловко,

Вышла ровная воронка.

“Солим суп”

Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.

Мы сегодня повара,

Суп солить давно пора.

“Моем ручки”

Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.

Моем руки чисто-чисто,

Моем руки быстро-быстро.

“Пересыпь соль”

Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.

Соль, пересыпайся,

Да не просыпайся.

“Хлопки”

Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.

Хлопайте ладошки соляные крошки,

Крепко прижимайте, быстро убегайте.

“Кулачки”

Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

Мы соль в кулак зажали,

И крепко подержали.

“Горка”

Описание: сгребать соль ладонью в горку.

Ладонью строим горку,

Красиво, быстр, ловко.

“Цыплята”

Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.

Травку дружно мы клюем,

Червячка сейчас найдем.

“Гуси”

Описание: пальцы щипают соль.

иплют гуси травку дружно,

Торопиться им не нужно.

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

Игры для пальцев рук.

“Ловим рыбку”.

В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.

“Построим замок”

С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.

“Художники”

Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.

“Угадай-ка”

Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).

“Кладоискатели”

Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.

Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические чтения «Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»

laquo;Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»

Этот комплекс  используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»

Этот комплекс  используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...

Родительское собрание « Развитие мелкой моторики руки через различные виды деятельности»

. Перед родителями и педагогами стоит важная задача - как можно больше на этом этапе жизни малыша вложить в него знаний и умений. А чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, занятия необх...

Проект « Развитие мелкой моторики руки через различные виды деятельности»

   Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способносте...

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки, ориентировки на листе, подготовку руки к письму (подготовка к школьному обучению)

laquo;Волшебные клеточки» или «Графический диктант»Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаг...