Проект « Развитие мелкой моторики руки через различные виды деятельности»
проект (средняя группа)
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребенка. И все это готовит его к успешному обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._proekt_po_razv_melk_mot.docx | 843.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Лукошинский детский сад «Снежинка»
Проект
« Развитие мелкой моторики руки
через различные виды деятельности»
Выполнила воспитатель:
Кружкова В. С.
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………..…..2
2.Паспорт проекта……………………………………………………..…..…3
3.Ожидаемые результаты…………………………………………..………..4
4.Итог проекта…………………………………………………………..…....5
5.Способы предоставления результатов…………………………………….5
6.Планирование воспитательно – образовательной работы……………….6
7.Конспект занятия с элементами мелкой моторики «К нам весна шагает быстрыми шагами…»…………………………………………………………7
8. Картотека игр на развитие мелкой моторики…………………. ………...10
9. Подборка пальчиковых игр……………………………………………..…12
10. Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики руки………………………………………………………..20
11.Список литературы…………………………………………………..…….23
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – находятся на
кончиках их пальцев. Чем больше уверенность в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, чем сложнее движения, тем ярче
творческая стихия детского разума. А чем больше
мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи ребёнка.
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию дошкольника, они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры, которые я планирую проводить в своей работе.
Паспорт проекта:
Цель: развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, работа с 3D ручкой и т.д.)
Задачи:
- проанализировать литературу по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста
- подготовить методический материал, план работы, изготовить картотеку пальчиковых игр
-развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
- разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики руки
-привлечь родителей к участию в реализации проекта
Вид проекта: групповой, долгосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители
Сроки реализации проекта: август 2019 г. - май 2020 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный (август – сентябрь 2019г.)
1. Проанализировать методическую литературу (см. приложение)
2. Проанализировать педагогический опыт.
3. Разработать цикл мероприятий
4. Отобрать диагностические методики, выявить уровень развития мелкой моторики у детей
5.Консультация для родителей «Роль развития мелкой моторики руки в жизни дошкольника»
6.Пополнение предметно- развивающей среды
- этап – Практический (октябрь - апрель 2019г.)
1.Реализация разработанной системы работы по развитию
мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики руки у детей.
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей
дошкольного возраста в процессе игры»
- Оформление наглядно - информационного и консультативного материала для родителей
3.Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики у детей
3 этап – Итоговый (май 2020г.)
III этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста
4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов: различные виды изобразительной деятельности,
-рисования и аппликации, поделки с помощью 3D ручки, конструирование, оригами
Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
-родители получили необходимые знания по данной теме и стали больше уделять внимание развитию мелкой моторики;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Итог проекта:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- развитие графических навыков, подготовка руки к письму;
- умение действовать по словесным инструкциям;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Способы предоставления результатов:
1. Разработана кружковая работа.
2. Подобрана методическая литература.
3. Разработан диагностический материал.
4. Консультации для родителей.
5. Проведена выставка работ
6. Размещение материала на сайте
Планирование воспитательно – образовательной работы
1 неделя
Упражнения пальчиковой гимнастики «Этот пальчик»
Игры с крупой «Найди шарик»
Д\и «Волшебные замочки» - массаж рук с помощью ребристых мячей
Лепка «Ёжик» -игра с прищепками «Ёжик»
Лабиринт «Где спряталась мышка?», знакомство с 3D ручкой
Папка-передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика?»
2 неделя
Массаж рук с помощью карандашей, Аппликация «Большие и маленькие мячи»
Упражнение с пробками «Выложи узор»
Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья», Д\и «Сортируем макароны»
Игры с удочкой «Рыбалка», рисуем 3D ручкой «Штрихи, линии»
Игры с прищепками «Тучка», «Солнышко», Рисование «Солнышко и дождик»
3неделя
Массаж рук грецкими орехами, рисование пластилином «Осенний листочек»
Д\игра «Найди такую же игрушку», найди отличия
Пальчиковая гимнастика «Осень», Д\и «Бусы», работа с раскрасками «штриховка»
Игры с прищепками «Подсолнух», «Цветок», рисование методом тычка «Цветок»
Игры с фасолью «Выложи узор», рисуем 3D ручкой «Сплошная линия»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки»
4 неделя
Массаж рук с помощью ребристых мячей, аппликация методом обрывания «Солнышко»
Пальчиковая гимнастика «Дождик», рисование «Дорисуй ёжику колючки»
Игры с прищепками «Павлин», Лабиринт «Пройди по солнечной дорожке», Игра «Вырежи для мамы»
Игры с водой «Достань, что назову», разложи по цвету
Д\ игра «Шнуровка», рисуем 3D ручкой «Волнистая линия»
Конспект занятия с элементами мелкой моторики «К нам весна шагает быстрыми шагами…»
Цель: закрепить знания детей об изменениях, которые происходят в природе весной
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает –
Когда это бывает? (Весной)
-Ребята, а вы любите путешествовать?
Давайте закроем глазки и перенесёмся с вами в весенний лес. Что же там происходит?
А сейчас с помощью пальчиков расскажем, что бывает весной.
Пальчиковая гимнастика «Весна пришла»
По весне ладони вместе
Набухли почки пальцы обеих рук и запястья оставляем вместе, ладони медленно разводим в стороны – начинаем округлять пальчики – показываем, как набухают почки
И проклюнулись листочки запястья оставляем вместе, пальчики обеих рук резко выгибаем – растопыриваем
Посмотри на ветке клёна, поднимаем руки вверх и в сторону, к солнышку, смотрим на них
Сколько носиков зелёных! Потряси кистями наверху, смотрим на кисти.
Снова солнце в небе улыбается, соединить запястья, пальцы развести
Снег растаял, ручейки звенят ладони соединить, зигзагообразные движения
И подснежник первый распускается, ладони сомкнуты -бутон раскрывается
С юга птицы с песнями летят большие пальцы перекрещены, остальными делаем взмахи
- Ребята, а вы знаете, какие птицы прилетают к нам весной?
«Перелетные птицы»
Тили-тели,тили-тели
С юга птицы прилетели! Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
Прилетел к нам скворушка – Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,
Серенькое перышко. начиная с мизинца левой руки.
Жаворонок, соловей снова, скрестив большие пальцы, помахать
Торопились: кто скорей? ладошками
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.
Показать иллюстрации птиц
-Послушайте, кто это поёт? (птицы), прослушивание аудиозаписи голосов птиц
-А как называются птицы, которые к нам прилетают? (перелётные)
Прилетели к нам птицы, не успели они ещё отдохнуть, как им за работу приниматься пора. Гнездо нужно свить, птенцов высиживать пора.
Пальчиковая игра «Птичка»
Ищет птичка в траве
И на ветках и в листве
И среди больших лугов,
Мух, червей, слепней, жуков.
- Ребята, посмотрите у меня здесь еще один сюрприз для вас. Давайте, представим, что это почва и попробуем найти корм для птиц, т.е. насекомых.
/два тазика заполненные горохом и фасолью в них спрятаны мелкие игрушки – насекомые.
Дети на ощупь должны найти насекомых/
- А как вы думаете, легко ли птицам построить гнезда?
/предложить из счетных палочек построить гнезда – колодцы/
- Молодцы.
/предложить детям закрыть глазки и в это время разложить в их гнезда яички смятые комочки бумаги/
- Посмотрите у вас в гнездах появились яйца, давайте мы с вами изобразим птиц, которые, высиживают птенцов.
-Посмотрите, ребята, кто-то нам ещё весной повстречался в лесу…
«Про весну» (Лана Луканова)
Кап да кап, пальцами правой руки стучим по левой ладони
Кап да кап, пальцами левой руки стучим по правой ладони
и не до сна, руки под щёку, разводим руки в стороны-не дали поспать
Постучалась к нам весна! Стучим кулачком
Зазвенел ручей игриво. Ладошки соединяем вместе, показываем змейку
Вышел ежик:-" Что за диво! делаем ёжика: ладони были вместе –левую оставляем горизонтально, правую поворачиваем пальцами вверх и раздвигаем пальцы и двигаем ими –«колючки»
Хватит звери нам скучать, грозят пальчиком
Уж весну пора встречать!" хлопают в ладоши
-Ребята, а кто же ещё водится в лесу?
Пальчиковая игра «Дикие животные»
Дикие животные
Водятся в лесу,
(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
Здесь увидеть можно
Волка и лису,
(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
Зайца и медведя,
Белку, кабана.
(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)
Прячет всех надёжно
(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)
Лесная тишина.
(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)
К нам Весна шагает быстрыми шагами,
и сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на снегу видны.
Видно, очень тёплые ноги у Весны.
- Весной тает снег, бегут ручейки, землю согревает тёплое ласковое солнышко, ребята, послушайте стихотворение про подснежник.
Солнце светит ярче,
птицы прилетают.
Потихоньку тает
мартовский снежок,
А в лесу подснежник
первый расцветает –
хрупкий и красивый
маленький цветок.
Показать иллюстрации с изображением подснежников.
- Ребята, давайте мы с вами нарисуем такие же прекрасные цветы.
На картоне белым пластилином дети рисуют свой цветок – подснежник.
(В конце занятия работы выставляются на выставку).
- Молодцы ребята, какие красивые у вас получились подснежники!
-Нам пора возвращаться домой. Закройте глазки и мы перенесёмся снова в нашу группу.
Мы сегодня занимались,
Очень пальчики старались
Нужно пальцам отдохнуть
И усталость всю стряхнуть.
Картотека игр на развитие мелкой моторики:
«Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, грецких орехов»
Цель: развивать мелкую моторику.
Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
«Пальчиковые игры»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать речь, мышление, память.
«Игры с пластилином»
Учить скатывать «шарики и столбики» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.
«Найди вторую половинку»- разрезные картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.
«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в отверстие
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.
«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.
«Игры с бусинками»
Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.
«Игры с кинетическим песком»
Обучать создавать различные изделия из песка, развивать умение создавать композиции из готовых форм. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на песок, правильно собирать его, развивать воображение.
«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для детей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.
«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами детям очень нравятся, из них можно создавать различные объёмные фигуры и постройки, проводить опыты и эксперименты
«Игры с прищепками»
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка, цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.
«Игры с пуговицами»
Игры с пуговицами очень разнообразны, из можно создавать аппликацию, использовать для украшения интерьера, для создания различных узоров, классификации, счёта, закрепление цвета, для игр и соревнований между детьми.
«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите ребёнку, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.
«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает ребёнку самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.
«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый пакет) так, чтобы он целиком уместился в ладошке.
Подборка пальчиковых игр
Паучок Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, | Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) |
Капуста Мы капусту Мы капусту рубим, рубим! Мы капусту солим, солим! Мы капусту жмем, жмем! Мы морковку трем, трем! | ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту энергично сжимаем и разжимаем кулачки правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку |
Осень Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | делаем плавные, волнообразные движения кистями рук загибаем по одному пальчику на обеих руках спокойно укладываем ладони на коленочки |
Ёжик Ёжик по лесу идет, всем орешки раздает. Зайке беленькому Волчку серенькому Рыжей лисичке Белочке-сестричке А медведю-мишке ёжик дарит шишки | Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки. растопыриваем пальцы правой руки-это ёжик, левая рука сжата в кулачок отгибаем мизинчик, отгибаем безымянный палец, отгибаем средний палец, отгибаем указательный палец, отгибаем большой палец |
Весна Встаёт пораньше солнце, Уже глядит цветок... Динь-динь, звенит тихонько, | Пальцы складываем щепоткой, качаем ими Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены Выполняем руками волнообразные движения пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз Ладони раскрываются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка). Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика) Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь" |
Овощи Приглашаем народ: Заходите в огород! Проходите между гряд - Там огурчики лежат, Помидоры висят, Прямо в рот хотят. Рядом зреет репка Ни густа, ни редка. Наберем мы овощей Для себя и для друзей | Сделать руками жест «к себе» Развести руки в стороны перед собой Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу Изобразить огурец, для этого сложить пальцы в форме овала Изобразить помидор, для этого сложить пальцы в форме круга Изобразить репу, для этого сложить пальцы в форме сердечка Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи Показать рукой на себя, потом на окружающих |
Голуби Голуби, голуби, | Сжимаем пальчики в щепоть, загибаем пальчики по одному опустили ручки на коленочки показали ручками «съёжились» развели ручки в стороны сжали пальчики в щепоть |
У дорожки дуб Всем в лесу на удивленье Разные растут деревья: Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. Распустила ветви-косы Белоствольная береза. Как во полюшке былинка, Тонкая растет осинка. Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер. Липа цветом зацвела, Пчелок в гости позвала. Ель иголки распушила И грибочки все закрыла. Шелестят листвой деревья, Словно разговор ведут, Руки-ветви распустили, Птичек в гости к себе ждут. | Трут ладони друг о друга. Открыть ладони, пальцы растопырены – деревья. Локти соединить – ствол, ладони раскрыть – крона. «фонарики» с движением сверху вниз. Показать указательный палец, остальные в кулаке. Вытянуть руки вверх, пальцы растопырены. Пальцы рук собраны в щепотку – бутон. Круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят. Руки в стороны вниз, пальцы растопырены. Указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка. Трут ладони друг о друга – «шуршат2 Стряхнуть ладони. Сцепить большие пальцы рук, ладони в стороны – птицы. |
Пчёлки Домик маленький на ёлке, | Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Ребенок заглядывают в «улей». |
Цветок Вырос высокий цветок на поляне Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питание Дружно дают под землей корешки. | Показать руками цветок. Развести пальцы рук. Движение пальцами вместе — врозь. Ладони вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. |
Червячки Раз, два, три, четыре, пять, Вдруг ворона подбегает, | Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони) (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз). (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх), сжимаем кулачки, прижимая их к груди |
В лес по грибы Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик сел и съел, Оттого и потолстел. | Рука сжата в кулачок, на каждую строчку разгибаем один палец, начиная с мизинца. Сначала упражнение выполняется только одной рукой потом двумя руками синхронно |
Пять утят | Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Постепенно загибают пальцы На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой") |
Как живешь? Как живешь?- Вот так! А плывешь?- Вот так! Как бежишь?- Вот так! Вдаль глядишь?- Вот так! Машешь вслед?- Вот так! Ночью спишь?- Вот так! А шалишь?- Вот так! | Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак Руками изображают движение пловца Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища Поочередно прикладывать ладони колбу Энергичные движения кистями рук Ладони под голову Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам |
Семья На горе мы видим дом, Много зелени кругом, Вот деревья, вот кусты, Вот душистые цветы. Окружает всё забор, За забором — чистый двор. Мы ворота открываем, К дому быстро подбегаем, В дверь стучимся: «Тук–тук– тук!» Кто -то к нам идёт на стук.
В гости к другу мы пришли И подарки принесли. |
Кистями рук изобразить домик. Волнообразные движения кистями рук Руками «показать» деревья, кусты Пальцами «показать» бутон. Пальцами «показать» забор.
Погладить ладонями стол. «Открываем» кистями ворота. Пальцами пробежаться по столу. Постучать кулаком по столу. Ладонь приложить к правому уху, прислушаться. Вытянуть руки вперёд, как будто преподнося что – то. |
Транспорт Садись-ка пальчик в вертолёт, С тобой отправимся в полёт. Сядем с этим мы в такси, Он рад домой нас отвезти. С тобой поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. С этим пальчиком в ракете Полетим к другой планете. Ну а с этим малышком В зоопарк пойдём пешком. | Произносим слова и поочерёдно загибаем пальчики |
Кто как готовится к зиме - Мальчик с пальчик, Где ты был? - Долго по лесу бродил! Встретил я медведя, волка, Зайку, ёжика в иголках. Встретил белочку, синичку. Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил. | Четыре раза сгибаем большой палец левой руки Четыре раза сгибаем большой палец правой руки Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными Четыре пальца последовательно сгибаются к большому — кланяются |
Снег Падал снег на порог,
Кот лепил себе пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. | Руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз Ладони приставляем к голове, изображая уши Лепим пирог Ладони друг к другу, извилистые движения |
Выпал снег, упал мороз Кошка лапой моет нос. У щенка на чёрной спинке Тают белые снежинки. | Руки над головой, изображаем снег Ладони приставляем к голове, изображая уши, Моем нос Правая рука сжата в кулачок Левую сжали в щепоть, держим над кулачком и расправили щепоть(растаяла снежинка) |
Ветер Ветер дует, задувает,
И за рыбками ныряет. | (Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти). (Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила). |
Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит. Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук Только заиньке не спится
Убегает от лисицы. Мелькает он среди кустов, Напетлял - и был таков. | Руки сложены лодочкой под щечкой Загибаем поочередно пальцы Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх, большой палец придерживает мизинец и безымянный Пальцы то-же. Кисть руки переворачиваем вниз и "убегаем" указательным и средним пальцами. Разводим руки в стороны
|
Пять рыбок Пять маленьких рыбок | (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе). Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит) Быстро качаем ладонями (дрожь) (Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот) |
По весне Набухли почки
И проклюнулись листочки Посмотри на ветке клёна, Сколько носиков зелёных!
Снова солнце в небе улыбается, Снег растаял, ручейки звенят И подснежник первый распускается, С юга птицы с песнями летят | ладони вместе пальцы обеих рук и запястья оставляем вместе, ладони медленно разводим в стороны – начинаем округлять пальчики – показываем, как набухают почки запястья оставляем вместе, пальчики обеих рук резко выгибаем – растопыриваем поднимаем руки вверх и в сторону, к солнышку, смотрим на них, потрясти кистями рук соединить запястья, пальцы развести ладони соединить, зигзагообразные движения ладони сомкнуты - бутон раскрывается большие пальцы перекрещены, остальными делаем взмахи |
Методические рекомендации для педагогов и родителей
по развитию мелкой моторики руки
Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены для воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
Рекомендации направлены на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима для развития речи, а так же подготовки рук к письму и выполнению тонкой ручной работы.
Цель данных методических рекомендаций в том, чтобы познакомить педагогов и родителей дошкольников с работой по развитию моторики, которая в конечном итоге влияет на развитие речи и мышления.
Известный педагог В. А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.
Интерес к графической деятельности у детей начинается развиваться достаточно рано – на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста родителям необходимо поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям; создать необходимые условия (бумага, карандаши); формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание карандаша, выполнение линий различной формы); активизировать интерес ребенка к этой деятельности. Надо постараться ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки.
Занятия должны только вместе со взрослыми, в игровой форме, чтобы ребёнок мог увлечься таким занятием. Время занятия не должно быть долгим, иначе ребёнок утомиться. Задание он должен выполнять по инструкции.
Для ребёнка очень важно участие взрослого и постоянное одобрение его деятельности.
Для развития мелкой моторики рук родители могут использовать следующие приемы и упражнения:
-массаж кистей рук,
- пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр теней
-рисование, ватными палочками, ладошкой, пальчиками, дорисуйте кляксе ( ножки, ручки…) штампами из картофеля нарисовать тропинку и т.д.
-лепка с мамой на кухне, раскатывание теста, прищипывание
- помогать сматывать нитки или веревку в клубок
-конструирование, различные виды аппликации,
- нанизывание бусин
-различные игры с мелкими предметами перекладывание, сортировка крупы, палочек, пуговиц и других мелких предметов (создание различных узоров и рисование фигурок из круп)
-упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов). Большую роль в развитии мелкой моторики руки и подготовке руки ребенка к письму играют книжки-раскраски. И многое другое.
Всё ограничивается только фантазией самих родителей. Любого рода занятия должны сводиться к одному принципу: «Не навреди»
- игры, должны приносить детям радость;
-ребёнок должен получать постоянное одобрение и помощь со стороны взрослого;
-постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному;
- при предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка;
- занятия должны быть ежедневными, во время занятий необходимо проводить перерыв для проведения пальчиковой игры или физминутки
- всегда подводите итог игры : что вы узнали, что научились делать и что ребенку понравилось больше всего;
- время выполнения упражнений также должно учитываться, так как интерес ребенка быстро иссякают: до 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психологического здоровья ребенка. И все это готовит его к успешному обучению в школе.
Список литературы:
1. Никитина А. В. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения, загадки для детей 6-7 лет, изд-во Каро, 2009
2. Новиковская О. А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. Изд-во АСТ, 2011, 64 с.
3. Новиковская О. А. Умные пальчики. Игры для развития речи. 4 – 7 лет, изд-во АСТ, Астрель, М, 2009, 32 стр.
4. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев, Издательство М: АСТ/ СПб: Сова/АСТ/Сова, 2008г.,
5. Трясорукова Т. Л. Пальчиковые игры. Издательство Феникс, 2018г., 62с.
6. Новиковская О.А. 300 пальчиковых игр, Издательство, АСТ, 2019г., 256 с.
7. Железнова Е. Тюк-тюк кулачок. Пальчиковые игры. Для детей 2-4 лет,
Издательство, ТЦ Сфера, 2017г.
8. Крупенчук О.И., Пальчиковые игры для детей 4-7лет,Издательство Литера
2016г., 32с.
9. Сазонова А.В., Боричева Г.А. Узоры для развития тонкой моторики
дошкольников. // Детство-Пресс, 2006 г.
10. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. //
Москва, 2008. Логопедия, под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с.
11. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2014.
12. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. Москва, 2001.
13.Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками ,М.: 2008. – 251 с
Интернет-ресурсы:
1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/12/10/palchikovye-igry-ny-temu-derevya
3. https://rosuchebnik.ru/material/3-d-ruchka-v-detskom-sadu-27143/
4. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-na-tiemu-ruchka-3d.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Консультация для родителей детей с нарушением зрения...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности"
Данная консультация проводится для повышения уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития мелкой моторики младших дошкольников...
«Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности»
laquo;Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности»...
Родительское собрание « Развитие мелкой моторики руки через различные виды деятельности»
. Перед родителями и педагогами стоит важная задача - как можно больше на этом этапе жизни малыша вложить в него знаний и умений. А чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, занятия необх...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельность»
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть инте...
Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук через различные виды деятельности в подготовительной группе. « Поможем Деду Морозу».
В конспекте описаны методы и приемы для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей подготовительной группы в процессе непосредственно образовательной деятельности.Развитие мелкой моторик...
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики рук посредством различных видов деятельности"
Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть интересна педагогам дошкольно...