Консультация для родителей "Формирование пространственных ориентировок у детей"
консультация (подготовительная группа) на тему
К моменту поступления в школу дети наряду с другими знаниями, умениями и навыками должны хорошо ориентироваться в пространстве (лево, право, верх, низ). Как обучить этому ребенка в домашних условиях?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_prostranstvennyh_orientirovok_u_detey.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Kонсультация для родителей
Формирование пространственных ориентировок у детей
Уважаемые родители! Скоро в школу! К моменту поступления в школу дети наряду с другими знаниями, умениями и навыками должны хорошо ориентироваться в пространстве (лево, право, верх, низ). Как обучить этому ребенка в домашних условиях?
1. Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко
Взрослый предлагает поиграть. «Возьмись правой рукой за левое ухо. Левой рукой за правое колено и т. д.
Игра «Добавь слово». Ход игры: Уточнение понятий: «впереди меня», «позади», «справа», «слева». Дети добавляют слова. Можно использовать перебрасывание мяча.
-Стол стоит...(Позади меня).
-Полочка с цветами висит...(Справа).
-Дверь от нас...(Слева). И т.д. Усложнение: «Справа что?»
Игра «Моя семья». Рассматривание семейных фотографий. Ребенок рассказывает с какой стороны относительно других находится каждый член семьи?
Игра «Колокольчик». Ребенок закрывает глаза. Ведущий (взрослый) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Ребенок должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
Игра «Скажи наоборот». Взрослый называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
Игра «Магазин». Взрослый и ребенок сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Взрослый выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, сравниваются оба «магазина».
2. Игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета)
Игра «Что находится справа от меня?» Ребенка просят, не поворачиваясь перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Аналогично отрабатывается направление слева.
Игра. Инструкция для ребенка: Встань впереди меня; встань за мной, сзади; встань справа от меня; встань слева от меня.
Игра «Корабли». Ребенок стоит вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат перевёрнутые коробки на одинаковом расстоянии друг от друга: 3-4 ряда по 3 шт. в каждом ряду. Это «острова» в море, а ребенок - «корабль». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а взрослый даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает коробку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.
Вариант 1: взрослый даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.
Вариант 2: взрослый даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров».
Вариант 3: взрослый даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п.
3. Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому
Игра «Теремок». Взрослый предъявляет ребенку задание: «Стоит в поле теремок в 4 этажа: бабочка живет над волком, улитка под волком, а выше всех – лев. Кто где живет?» Ребенок расселяет жильцов, а потом называет местоположение каждого героя.
Игра «Водители». Ребенку предлагают выполнить действия с машинкой: сделать так, чтобы машинка стала перед мостиком; за; близко, далеко от мостика; выехала из-за него; подъехала к; отъехала от мостика. Затем взрослый выполняет те же действия и просит ребенка составить предложение для каждого случая.
Игра «Положи кубик». Ребенку предлагают кубик и 2 пирамидки. Взрослый дает задание положить кубик перед пирамидкой; за пирамидку; достать из-за пирамидки, положить между; близко; далеко от пирамидки. Потом взрослый выполняет те же действия и просит ребенка составить предложение для каждого случая.
Игра «Что изменилось?». Перед ребенком на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Взрослый предлагает ребенку посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем ребенок закрывает глаза.
Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.
Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.
В роли ведущего может быть как взрослый, так и ребёнок.
4. Игры на формирование умений ориентироваться в движении
Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь». Необходимы полки с игрушками. Ребенок отворачивается, родитель прячет игрушку. Затем взрослый даёт инструкции ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает взрослый, затем – ребёнок.
Игра «Найди магнит». На магнитной доске разнообразные магниты. Ребенок загадывает какой магнит будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Взрослый дает подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
Игра «Новая походка». Эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.
5. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (это могут быть поверхности: лист бумаги, тетрадь, книга и т. п.) .
Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов (Учим детей находить середину (центр) листа бумаги, его нижний, левый, правый края, верхний правый и левый, нижний правый и левый углы)
Вариант 1: взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.
Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.
Игра «Геометрический диктант». Необходимо: лист бумаги и набор геометрических фигур. Родитель даёт инструкции, а ребенок должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д.
Игра «Слуховой диктант». Ориентировка на плоскости стола осуществляется с помощью игрушек. Просим детей поставить на правый нижний угол пирамиду, а на левый верхний угол - куклу и т. д.
Игра «Я еду на машине». Перед ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Ребенок, слушая инструкции взрослого, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.
Игра «Калейдоскоп». Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого взрослым рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.
Игра «Укрась ёлку». Вариант 1. У ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Он раскрашивает шарики по инструкции взрослого.
Вариант 2. У ребенка заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Он называет ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.
Ориентировка в клеточном или строчном «микропространстве».
Упражнение «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке 4 точки. Поставь знак «+» от первой снизу, от второй – сверху, от третьей – справа, от четвертой – слева».
Упражнение Стрелки». Инструкция: «Обозначь на строке 4 точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй – вправо, от третьей – влево, от четвертой – вверх». Ребенок проговаривает направление стрелок во всех выполненных заданиях.
Упражнение «Проведи линию». По инструкции взрослого ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги: «из центра» листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, «затем прямую линию в левый нижний угол» и т.д. На следующем этапе проводится работа в тетради в клетку – «Графические диктанты». (Для всех заданий исходные точки в начале отмечает взрослый). Взрослый диктует: «одну клетку вправо, 2 клетки вниз, 1 клетку влево» и т.д. Сначала ребенок выполняет инструкцию правой рукой, а затем – левой.
Будущие первоклассники должны овладеть смысловым значением разнообразных пространственных терминов, употреблять их в своей речи. Чем точнее взрослый делает словом направление или местоположение предмета, тем успешнее ребёнок ориентируется в пространстве. Удачи Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников (развивающая среда, самостоятельная и совместная деятельность) - старшая группа...
Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста (дети с нарушением зрения)
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение , т. е. те качества которые необходимы...
Консультация для педагогов "Развитие пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и упражнений"
Развитие пространственных представлений у детей - процесс весьма сложный, длительный, последовательный, в каждом возрасте определяется характером их жизненного опыта и отношений с действительностью....
Формирования пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста через развивающие игры.
Освоение пространственных ориентировок является одним из значимых показателей интеллектуального развития детей, критерием подготовленности к школе. Одним из средств развития пространственных ориентиро...
Статья «Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста». Выполнила
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...
Консультация для педагогов "Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста"
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;Ориентировку в окружающем пространс...
Мастер-класс для педагогов. «Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста»
Цель: способствовать повышению компетентности педагогов в вопросе развития пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.Задачи:показать значимость данного направления в по...