Мастер-класс для педагогов. «Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Крошникова Лариса Владимировна

Цель: способствовать повышению компетентности педагогов в вопросе развития пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • показать значимость данного направления в подготовке детей к  школьному обучению;
  • научить игровым приемам развития пространственных ориентировок у детей;
  • развивать творческую активность педагогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов.

«Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста».

Цель: способствовать повышению компетентности педагогов в вопросе развития пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • показать значимость данного направления в подготовке детей к  школьному обучению;
  • научить игровым приемам развития пространственных ориентировок у детей;
  • развивать творческую активность педагогов.

Ход мастер-класса.

Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве.

Развитие пространственных представлений начинает формироваться у ребенка постепенно, поэтапно.

На 1 этапе дети учатся ориентироваться на «себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).

2 этап-умение ориентировкой на других объектах - умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».

3 этап – ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.

4 этап – применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела.

Чтобы помочь ребенку запомнить понятия слева – справа, пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено – солома»), которые заставили бы его буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх – низ. И это неизбежно и неизменно.    

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью часов, браслетов, резинки или можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, мы даем ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нем  строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» - это там где маркер. Такие маркеры должны присутствовать на нем постоянно.  

Слайд № 5

Формирование восприятия пространства и пространственно-временной ориентировки у ребенка дошкольного возраста проходит несколько этапов:

  1. овладение ориентировкой в схеме тела предметов «на себе»,        
  2. овладение ориентировкой «от себя»,
  3. овладение системой отсчета «от другого предмета».

Развитие пространственных отношений в расположении предметов «на себе», «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений у детей, может служить постепенный переход от использования ребёнком системы с фиксированной точкой отсчёта «на себе» в младшем дошкольном возрасте, к системе со свободно перемещаемой точкой отсчёта «на других объектах» старший дошкольный возраст.

Слайд №6

Чтобы нам научить ребенка ориентироваться в схеме своего тела, мы уже в раннем возрасте используем различные потешки, словесные и др. игры. В некоторые из них мы сейчас и поиграем.

Приготовьте свои указательные пальчики.

Это глазки. Вот-вот.

Это ушки. Вот-вот.

Это нос. Это рот.

Там спинка. Здесь живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ-топ.

Ох, устали, вытрем лоб.

Слайд №7

Итак, следующее упражнение: «Дрозд»

Цель: развитие пространства тела.

Для этого упражнения  возьмите часть пазла.  Найдите свою половинку. Каждый участник находит свою половинку. В ходе упражнения все движения вы будете показывать сначала на себе, затем на партнере.

Я дрозд –  ты дрозд.

У меня щечки гладкие, и у тебя щечки гладкие.

У меня губы сладкие и у тебя губы сладкие.

Я тебя люблю. (обнимаемся)

Упражнение «Давайте дружить»

Цель: ориентировка в пространстве относительно другого человека.

В старшем возрасте для ориентировки в пространстве относительно другого человека можно детям давать такие задания:

  • поздоровайтесь друг с другом правой рукой,
  • погладьте по голове друг друга левой рукой,
  • похлопайте друг друга левой рукой по правому плечу
  • а сейчас поиграем в игру «Ладошки». Показ.

Эти игры предназначены для обучения детей ориентировке на теле.

Слайд №8

А сейчас мы с вами поиграем в игры, которые  учат детей ориентироваться в пространстве.

Игра «Да-нет-ка»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Все играющие стоят в середине комнаты, глядя в одну сторону.

- Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Ваша задача - его отгадать. Сделать это можно с помощью вопросов, которые помогут отсечь часть комнаты. Я имею право отвечать на ваши вопросы только с помощью слов: «Да», «Нет». Вот примеры вопросов, которые вы можете задавать: «Этот предмет находится в комнате сзади нас?», «Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?», «Она спрятана в шкафу?», «Эта игрушка находится в верхней части шкафа?» и т.д.

- Все поняли задание? Начинаем!

Слайд №9

Игра «Найди клад»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

- Сейчас мы с вами отправимся искать клад. Для этого поделимся на три команды: каждый из вас задумает число от 1 до 3. Затем мы проведем опрос: кто загадал такое же число, тот и становится вашим партнером по команде. (не делить, все разделены на 2 команды в игре дрозд)

Каждой команде дается «секретная карта», где крестиком обозначен спрятанный «клад». Ваша задача – этот клад отыскать.

А теперь присаживайтесь.

- Если ваш ребенок еще не может читать схемы, то ему можно предложить упрощенный вариант игры. Для показа этой игры мне понадобится один участник.

Чтобы найти клад, вы будете выполнять мои  команды. От двери (телевизора, дивана) 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперед и т.д. Когда ребенок научится играть в эту игру, предложите ему самому нарисовать такую «карту» для вас (и спрятать «клад», естественно!) А вы уж постарайтесь найти! (клад)

Слайд № 10

Игра «Собери слово»

Цель: развитие ориентировки на плоскости

На магнитной доске в разных углах расположены буквы.

- Если вы правильно выполните мое задание, то сможете узнать, как зовут мальчика. Первой поставьте букву, которая находится в правом нижнем углу, затем – в верхнем левом, затем – в верхнем правом, последняя – справа от буквы Н.

Слайд №11

Игра «Куда прилетела бабочка?»

Цельразвитие ориентировки на листе бумаги

У всех участников цветные полянки и плоскостная бабочка.

- Сейчас я буду давать инструкции, а вы их выполнять: бабочка полетела на 2 клетки вверх, на одну клетку вниз и т. д. В конце проверяем на каком цветке она остановилась.

Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.

Графический диктант.

Упражнение  «Зима»

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник).

«У леса на опушке жила Зима в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Зима ранехонько, умылась белехонько, оделась потеплее и пошла посмотреть на свой лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула Зима правым рукавом и засыпала елочку снегом. Повернула Зима на середину леса. Здесь была большая голубая поляна. Взмахнула Зима руками и засыпала всю поляну снегом.

Повернула Зима в левый нижний угол и увидела желтый муравейник.

Взмахнула Зима левым рукавом, и покрыла муравейник снегом.

Пошла Зима вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.»

Слайд №12

- Кроме этих игр помогают ребенку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги и другие (наверняка известные всем с детства): лабиринты, мозаика, разрезные картинки и пазлы, рисование под диктовку по клеточкам, самые разные конструкторы, «Морской бой», «Крестики-нолики». Главное, чтобы ребенку было не только полезно, но и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Экспериментирование, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию.Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного по...

Мастер-класс " Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста "

Задачи мастер-класса:·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деяте...

мастер -класс"Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Пластилинография как средство  развития творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста"

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;Ориентировку в окружающем пространс...

Сборник игр по развитию пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста

Сборник игр по развитию пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста...