Методические рекомендации для родителей и воспитателей
учебно-методический материал на тему

Тищенко Наталья Николаевна

Почему многие дети лгут?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей и воспитателей

Совет 1-й. Верьте ребенку.

Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого. Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.

Например, если вы замечаете за ребенком агрессивность или драчливость и перед его выходом на улицу повторяете: "Только попробуй, подерись сегодня!", "Пусть только на тебя сегодня пожалуются!" - это формирует стереотип поведения, и вы как бы неосознанно провоцируете эти поступки. В этих случаях лучше сказать: "Веди себя поспокойней и посдержанней". Важно, чтобы и ребенок мог довериться вам: держите слово, которое дали. Но если вдруг не получается выполнить обещание, тогда объясните причину и извинитесь.

Совет 2-й. Объясните, что на правде "держится мир", на детском языке: она - полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.

Попробуйте вместе представить такое общество, где все друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.

Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду.

Если ребенок разбил чашку, и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: "Это ты разбил чашку?" - а лучше скажите: "Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось". Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.

Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей и педагогов свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители.

Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов.

Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его - бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. "Нет, это не я!" - "Нет, ты признайся!" - "Нет, не я" и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания вы можете наказать его. Но если вы не уверены в том, что это совершил именно этот/ваш ребенок, в этом случае лучше сказать: "Я надеюсь, твои слова - правда. Если нет, я очень огорчусь".

Совет 5-й. Вознаграждайте честность.

Если ребенок признался вам, то покажите ему свою радость: "Я рад тому, что ты - честный человек, ведь ты сказал правду".

Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.

Совет 6-й. Показывайте пример честности.

Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь, - вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер.

Маленькие дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.

Совет 7-й. Необходимо знать и учитывать невербальные сигналы лжи.

Умение определять, когда ребенок лжет, а когда нет, это возможно, и не самый главный способ применения секретного языка невербальной коммуникации, однако все мы знаем, что бывают ситуации, когда для родителей принципиально важно понять, не обманывает ли ребенок. Родителям, конечно, необходимо точно знать, повинуется ли ребенок основным правилам и не нарушает ли запреты, не предпринимает ли чего рискованного. Понятно, что им нужно уметь выяснять, не нарушил ли ребенок запрет, чтобы принять своевременные меры.

Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно. Если ребенку есть что скрывать, он постарается привлекать к себе как можно меньше внимания и, соответственно, наверняка будет меньше жестикулировать, станет вести себя более сдержанно и говорить ровным голосом, без интонаций.

Важно помнить, что оценить поведение человека можно, лишь сопоставив то, что вы видите, с его обычными манерами. Встречаются дети и, разумеется, взрослые, которые в принципе не склонны к бурному проявлению эмоций при разговоре, поэтому применительно к таким людям нельзя предположить, что бедность жестикуляции и сдержанные манеры - признак лжи. У каждого человека свой индивидуальный стиль невербальной коммуникации. Поэтому, если вы заподозрили, что ребенок вам лжет, нужно обращать внимание на необычные изменения его поведения.

Совет 8-й. Убедитесь в том, что ребенок понимает разницу между ложью и правдой.

У детей младше 5 лет грань между правдой и вымыслом, реальностью и фантазией нередко расплывчата. Бывает, что ребенок, в общем, знает: врать нехорошо, однако недостаточно осознает себя, чтобы понять, что в конкретной ситуации поступает неправильно. Точно так же в этом возрасте дети не понимают, что разные люди по-разному смотрят на мир и мнения их чаще всего отличаются. Например, как-то ранним утром папа вышел на кухню сварить кофе и увидел свою старшую дочку, четырехлетнюю Дашу, перемазанную в шоколаде.

- Ты ела шоколад? - спросил отец, стараясь напустить на себя строгий вид, хотя в шоколадных кляксах малышка выглядела умилительно.

- Нет, - несколько смущенно ответила Даша, потому что прекрасно знала, что нарушила правила.

- А в чем ты тогда перемазалась? - спросил отец.

Даша оглядела свои руки, которые тоже были в шоколаде, потом подняла на отца глаза и сказала:

- Ой, а как это он сюда попал?

Совет 9-й. Не спешите наказывать ребенка.

Понимание того, что детская ложь проходит несколько стадий развития и отличается моральной сложностью, очень важно, чтобы решать, как реагировать, если вам кажется, что ребенок лжет. Скажем, вы на сто процентов уверены, что он говорит неправду, но это не означает, что нужно наказать ребенка или поссориться с ним. Вместо этого гораздо лучше и полезнее поговорить с ним о том, как важно быть честным, - точно так же, как вы обсуждаете другие моральные критерии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

Методические рекомендации для родителей и воспитателей "Воспитание интереса к книге"

Данные рекомендации помогут в выборе книг для малышей, познакомят читателей с тем, каких авторов полезно читать детям от 1 года до 7 лет....

Методические рекомендации для родителей и воспитателей.

Методичекие рекомендации для родителей и воспитателей на тему: "Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста"...

Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию речи дошкольника

Все движения организма и речевая моторика имеют одинаковые корни. Поэтому чем более развитыми и ловкими будут детские пальчики, тем эффективнее и продуктивнее будут результаты по развитию речи....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

рекомендации по правильному использованию чистоговорок...

Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации для родителей и воспитателей по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недос...