Консультация для родителей на тему: «Домашняя библиотека»
консультация по теме

Зиязова Гульнара Ринатовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Домашняя библиотека: чтение русской народной сказки «Крылатый, Мохнатый и Масленый»

                                                        «Чтение – это окошко, через которое дети

                                                          видят и познают мир и самих себя»

                                                                                                В. А. Сухомлинский.

      Роль общения в жизни человека велика. Общение — это главное условие для развития и жизни человека. Чуткость ребѐнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещѐ до умения читать начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

     Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения. Культура обращения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.

     В таких семьях существует традиция домашнего чтения, когда изо дня в день, в семье читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Когда ребенок подрастает, то тоже включается в этот процесс. В таких семьях ребенок с самого раннего возраста видит, как почитается в семье книга, чувствует уважение членов семьи к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище и сне. Если же этого нет в семье, то не поздно еще начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

     Как организовать домашнее чтение?

     Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребѐнка. Ещѐ лучше, если обстановка усиливает восприятие.        Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки. Никогда не надо переутомлять ребѐнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что

затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать еѐ и рассматривать. Но не следует забывать, что ребѐнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.

Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаѐт вопросы.

Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребѐнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.

     Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребѐнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребѐнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребѐнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевѐртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребѐнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, ребенок-слушатель он чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чѐм вы читаете. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего задевает ребенка, соответственно, это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функцию художественного произведения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребѐнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать еѐ и рассматривать. Но не следует забывать, что ребѐнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки.

Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаѐт вопросы.

Очень любят дети повторное чтение. Повторное чтение тренирует память и развивает речь. После многократных чтений ребѐнок запомнит книгу и сможет проявить самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребѐнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребѐнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребѐнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевѐртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребѐнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, ребенок-слушатель он чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чѐм вы читаете. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего задевает ребенка, соответственно, это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функцию художественного произведения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребѐнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их.

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всѐ до конца, ребѐнок всѐ равно перестаѐт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Конечно, для этого надо заранее ознакомиться с этим рассказом. Если вы читаете ребѐнку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.

7. Читайте сказки всегда, когда ребѐнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте малышу вслух каждый день. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребѐнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неѐ должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте ребенка послушать книгу. Полезная уловка: позвольте ребѐнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребѐнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Чаще ходите с ребѐнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время и помогите чинить книги.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребѐнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребѐнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать еѐ сами, чтобы направить внимание ребѐнка в нужное русло.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

 Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

 Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

 Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

 Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.

 Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.

 Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

 Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

 Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

 Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

 Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

      Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребѐнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребѐнке доброе и любящее сердце.

Что читать детям? От 2 до 3 лет

Русский фольклор.

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду!»

Сказки. «Крылатый, Мохнатый и Масленый», «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь».

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит.,обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой.

Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский «Путаница».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Домашние птицы"

В консультации представлен материал для закрепления лексико-грамматических категорий, развития мелкой моторики, активизации речевой деятельности....

Консультация для родителей на тему: «Домашние животные в жизни ребенка в соответствии с ФГОС».

Животные в жизни ребенка имеют большое нравственное и воспитательное значение....

Консультация для родителей на тему: «Домашний питомец»

Если вы хотите воспитать общительного ребенка, тогда лучший выбор — покупка кошки. Такое животное сделает ваше чадо более уравновешенным, спокойным. Грызуны способны научить ребенка быть более в...

Консультация для родителей на тему: "Домашние животные для детей"

Материал для родителей о значении домашних животных для детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Домашние животные для детей»

Домашние животные являются частью жизни детей. Я уверена каждый родитель сталкивался с такой ситуацией, когда любимое чадо просит разрешить завести кошку или собаку, рыбок или попугая …Мои доче...

Консультация для родителей "Как собрать домашнюю библиотеку"

Семейное чтение обладает уникальными свойствами, которые способны создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка....

Консультация для родителей "Рецепты составления домашней библиотеки"

Консультация для родителей "Рецепты составления домашней библиотеки"...