Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Панкова Ирина Евгеньевна

Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью формирования правильной и красивой речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pankova_i.e._-_festival_dlya_roditeley_2017_g.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой Томской области (МДОУ «ДС № 4 «Лебёдушка»)

636782, Томская область, г. Стрежевой,  3 мкр., дом 327,  E-mail lebjodushka@guostrj.ru,

тел/факс  (382-59) 5-44-51, ИНН\КПП 7022010125\ 702201001, ОКВЭД 80.10.1

Семинар-практикум

для родителей (законных представителей) воспитанников по теме:

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА»

ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО

«ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

Подготовила:

Старший воспитатель

МДОУ «ДС № 4 «Лебёдушка»

Панкова Ирина Евгеньевна

г. Стрежевой, 2017 г.


Тема семинара-практикума: «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА»

Цель: обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью формирования правильной и красивой речи у дошкольников.

Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями формирования и развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста;
  • познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения;
  • обогатить педагогический опыт и повысить уровень педагогической грамотности у родителей воспитанников по вопросам разнообразия форм и средств развития речевого дыхания у дошкольников;
  • вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер–класса навыки для развития длительного плавного выдоха у детей дошкольного возраста;
  • показать на практическом примере простоту и эстетическую привлекательность использования в виде тренажёра для формирования и развития речевого дыхания бумажной игрушки «Ангелочек-оберег».

Участники: родители (законные представители) МДОУ г.о. Стрежевой, старший воспитатель.

Место проведения: МАО СОШ № 7, кабинет.

Подготовительная работа:

  • создание презентации для семинара-практикума;
  • подборка и оформление рекомендаций и раздаточного материала (буклет, памятка) по теме семинара-практикума;
  • размещение в кабинете мини-выставки самодельных дидактических и импровизационных игр и игрушек, которые используются в работе воспитателей ДОУ для формирования и развития речевого дыхания у дошкольников.

Значимость: материал будет полезен родителям (законным представителя) воспитанников дошкольного возраста для обогащения знаний в вопросах использования в различных видах продуктивной, творческой и речевой деятельности с целью развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста в домашних условиях.

План:

1. Теоретическая часть: демонстрация игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста (2-3 мин.).

2. Практическая часть – изготовление тренажёра для формирования и развития речевого дыхания бумажной игрушки «Ангелочек-оберег» и проигрывание различных упражнений с ним (7-8 мин).

3. Заключительная часть – рефлексия – оценка проведенного семинара-практикума «Фасолевое голосование» (в процессы выхода из кабинета).

Материалы: презентация, ножницы – 20-25 шт., заготовки «Ангелочков» – 140 шт., буклеты – 140 шт., экспонаты для мини-выставки.


Слайд 1

Добрый день, уважаемы гости.

Меня зовут Панкова Ирина Евгеньевна и сегодня я хочу рассказать вам о таком важном физиологическом процессе и способах его развития и коррекции, как речевое дыхание.

Физиологическое дыхание непроизвольно, т.е. не зависит от воли человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь». Дыхание, кроме того, представляет собой основу процесса образования речи.

Всем вам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека.

Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе.

Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания. Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания.

Звуки речи образуются при определённом положении артикуляционных органов, но при  условии, что через них должна проходить струя воздуха, идущая из легких.

Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания, значит ребенок должен научиться одновременно и дышать, и говорить.

В норме, у ребенка параллельно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание.

Слайд 2

Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.

Задачи работы над дыханием:

  1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.
  2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.
  3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.
  4. Развивать речевое дыхание.
  5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

Слайд 3

Работу над коротким вдохом и длительным речевым выдохом следует начинать с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

В процессе занятий дети должны получить знания о том, что:

  • надо дышать носом;
  •  нельзя поднимать плечи при вдохе;
  • в дыхании должен участвовать живот.

Дети должны улучшить функцию внешнего дыхания, приобрести навыки носового дыхания и освоить первичные приемы дыхательной гимнастики: вдох и выдох носом.

Например, упражнение «Носиком дышу». Предлагается посмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках, а потом предложить вдохнуть и выдохнуть через нос. Действия ребенка можно сопровождать рифмовкой:

Носиком дышу свободно,

Тише, громче – как угодно.

Дышат птицы и цветы

Дышим он, и  я, и  ты.

  • вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами);
  • вдох ртом – выдох носом;
  • вдох и выдох ртом;
  • упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт;
  • упражнение «Собачке жарко» - частые вдохи – выдохи ртом.

При выполнении этих упражнений необходимо контролировать ладонью движения стенки живота. Предлагается упражнение «Бегемотик». Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.

Дается инструкция: «Сядь. Положи ладонь себе на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь. И опускается, когда ты выдыхаешь». Действия ребенка можно сопровождать рифмовкой.

Сели бегемотики.

Потрогали животики:

То животик поднимается,

То животик опускается.

Очень важным для развития диафрагмального дыхания является упражнение «Шарик».

Предлагается инструкция: «Представь, что живот – это воздушный шарик. Давай заполним  его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягивается».

При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая – на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.

Диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом, - самое правильное и самое полезное.

Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего расслабления – упражнение «Волна». На живот можно положить игрушку лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам».

Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым людям, испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеют простудными заболеваниями.

Затем необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох.

При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Слайд 4

Существуют различные специализированные игры, направленные на развитие речевого дыхания.

Можно дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, как показано на слайде.

Слайд 5

Очень полезным занятием является надувание надувных игрушек, воздушных шаров, пускать мыльные пузыри

Слайд 6

Для дошкольников можно изготовить несколько самодельных пособий, таких, как на слайде: можно сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки, поиграть в футбол или в водное поло, используя только силу дыхательной струи.

Слайд 7

Различного рода – дудочки, свистульки также способствуют развитию физиологического и речевого дыхания, а также являются замечательным средством для музыкально-эмоциональной разрядки ребенка.

Слайд 8

Обычные вертушки, ветрячки – очень полезные игрушки для достижения нашей цели.

Слайд 9

А дидактические игры «Горячий чай» и все, что сними связано, помимо развития речевого дыхания способствуют закреплению культурно-гигиенических навыков, пространственной ориентировки, освоению детьми основ безопасности и т.д.

Слайд 10

Голосовые упражнения и исполнение песен также развивают дыхание.

Давайте все вместе попробуем на одном выходе проговорить звук «С», пока я веду указкой по схеме.

Слайд 11

Как вы видите, правильное речевое дыхание не только способствует развитию речи, но и благотворно влияет на различные функциональные системы и процессы нашего организма.

Слайд 12

А теперь приступим к изготовлению нашей бумажной игрушки «Ангелочка». Возьмите ваши заготовки и сделайте надрезы только по линиям. Далее сложите фигурку, как показано на схеме. Вот наш Ангелочек и готов.

Теперь наденьте его на пальчик, делаем шумный вдох, и на выдохе постараемся покрутить Ангелочка, но аккуратно, чтобы он не упал. А дома вы можете повесить его в рамку и раскачивать воздушной струёй с разной амплитудой.

Успехов можно добиться, регулярно играя, при этом помня важные правила:

  1. Щёки не надувать.
  2. Плечи не поднимать.
  3. Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный экономный выдох через рот (бесшумный).
  4. Губы вытягивать вперёд трубочкой.
  5. Существует другой вариант – широкий язык держать губами, дуть через щель, посередине языка.
  6. Дуть пока не закончится весь воздух. Не допускать коротких доборов воздуха.
  7. Самое главное следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени.
  8. Каждое упражнение повторять 3-5 раз.

Слайд 13

Для развития углубленного вдоха детям предлагается:

  • «Понюхать цветок»;
  • узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались

Следующие упражнения не только развивают направленную воздушную струю, но и укрепляют мышцы языка, что очень важно при постановке звуков:

  • упражнение «Фокус» - сдувать ватку с носа. Язык в форме чашечки, дуть вверх, сдувая ватку с носа.
  • упражнение «Веселый язычок»:
  • плавный выдох через губы трубочкой;
  • плавный выдох, держа губы в улыбке;
  • плавный выдох, удерживая язык лопаточкой;
  • выдох толчками, удерживая язык лопаточкой.

Затем внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.

Выполним игру «Обезьянки»

Она проводится перед зеркалом. Представьте, что на вас смотрит обезьянка и все повторяет. Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: «О»- удивились, «У» - обиделись, «А» - обрадовались.

Начали!... «О»- удивились, «У» - обиделись, «А» - обрадовались.

Слайд 14

На этом разрешите закончить наш мастер-класс, возьмите с собой буклеты с массой полезной информации.

Удачи! Дышите глубоко и правильно!


Использованная литература:

  1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И.. Основы физиологии человека. – М.: Издательство РУДН, 2001.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004.
  3. Лалаева Р.И. .Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998..
  4. Пирогов И.. Оздоровительное дыхание. – М: ВЛАДОС, 2000.
  5. Понятийно–терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М: ВЛАДОС, 1998.
  8. Хватцев М.Е. Логопедия (работа с дошкольниками). – М. – СПб: ВЛАДОС, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у дошкольников

Правильное речевое дыхание - залог красивой речи....

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников «Чудесная дудочка»

презентация к семинару практикуму "Чудесная дудочка"...

Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания, в соответствии с комплексно-тематическим планированием» (Подготовительная группа)

В   соответствии с ФГОС ДО Образовательная область Речевое развитие включает необходимость владения речью, как средством общения и культуры. Основу звучащей речи обеспечивает правильное рече...

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи».

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыха...

Презентация на тему : Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.    Дети, имеющие ослаблен...

Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания, в соответствии с комплексно-тематическим планированием» (Старшая группа)

Дыхание - это жизнь.Дыхательная гимнастика способствует:насыщению всего организма кислородомнормализации ритма дыханияувеличению силы дыхательных мышцулучшению воздушной проводимости бронхолегочного а...

Консультация для родителей на тему: "Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста"

В консультации представлены рекомендации по проведению дыхательной гимнастики, описаны игры и упражнения для развития речевого дыхания....