Игры и упражнения для развития речевого дыхания у дошкольников
консультация на тему

Поволоцкая Светлана Анатольевна

Правильное речевое дыхание - залог красивой речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_rechevogo_dyhaniya.docx661.17 КБ

Предварительный просмотр:

        РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

       C:\Users\Светлана\Pictures\maxresdefault.jpg

                 Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и мышцы брюшного пресса. Благодаря работе дыхательного аппарата мы получаем необходимую для речи струю выдыхаемого воздуха. Вся наша речь строится на выдохе, именно струя  выдыхаемого воздуха является основой для голосо и звукообразования. Если эта струя по каким-то причинам не сможет попасть в ротовую полость, то речеобразование становится невозможным.
             Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

          Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более активная фаза дыхания, чем выдох. Диафрагма является главной движущей силой в обеспечении дыхания.

           У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.

           Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

            Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

             Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении
  • одежда не должна стеснять движений
  • не заниматься сразу после приема пищи
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуем начать с непроизвольных и забавных для ребенка игровых упражнений:http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2015/04/3_Devochka-duet-na-igrushku.jpg

  • дутье через соломку в стакан с водой;http://vcegdaprazdnik.ru/uploads/posts/2013-02/1360013491_oblozhka-kopiya.png
  • надувание воздушных шаров;
  • дуть на разноцветные вертушки;
  • игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • дуть на одуванчики весной.

Регулярные занятия дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выходом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

http://lib.exdat.com/tw_files2/urls_151/13/d-12547/12547_html_m386c5293.png

«Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.

«Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

«Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.

«Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.

«Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.

«Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.

«Самолетики» - дуть на бумажные самолетики. http://365psd.com/images/previews/c45/paper-airplane-vector-6170.jpg

«Берлога» - раздуть снег из пенопласта.

«Лодочки» - дуть на лодочки, которые плавают в воде.

«Снежинка» - дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке. http://fullref.ru/files/21/91aa990932683809d01891343a6d4eed.html_files/0.jpg

«Пушинка» - дуть на кусочек ватки.

«Мыльные пузыри» - научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

http://i2.2photo.ru/front_medium/z/o/289907.jpg

                                                                                 Подготовила: учитель-логопед

                                                                         Дектярёва Светлана Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников по теме: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ» «ЧУДЕСНАЯ ДУДОЧКА» ФЕСТИВАЛЬ ППМСС УО «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ»

Обогащение родительских представлений о необходимости создать для детей условия для овладения ими играми и упражнениями, которые направленны на развитие плавного длинного речевого выдоха с целью форми...

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у дошкольников «Чудесная дудочка»

презентация к семинару практикуму "Чудесная дудочка"...

Варианты игр и упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Подборка игр и упражнений по развитию речевого дыхания у детей с дизартрией для учителей -логопедов и воспитателей логогрупп....

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....