Консультация для родителей на тему: "Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В консультации представлены рекомендации по проведению дыхательной гимнастики, описаны игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей на тему:

«Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Наверное, всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Когда появляется малыш на свет, то его появление начинается с первого вздоха затем следующего вздоха, и наконец, крика. Только мы не можем быть уверены в том, что если ребенок задышал, то у него все отлично будет с речью. Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса.

Задача родителей и педагогов – помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.

Игры и упражнения, которые способствуют развитию речевого дыхания:

«Кораблик мой, плыви!»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; в нашем случае кораблики из моющих губок.

Ход игры: На невысокий стол поставьте наши кораблики. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

Игру можно усложнить, предложив детям посоревноваться, чей кораблик быстрее. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

C:\Users\User\Downloads\IMG_20240212_111528.jpg

                     «Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

                          «Бульки»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!C:\Users\User\Desktop\фото\IMG_20240212_111447.jpg

«Буря в бутылочке»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: бутылочка с шариками от пенопласта, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В бутылочку опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - шарики будут подниматься вверх, образуя «снежную бурю». Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

- Давай сделаем снежную бурю! Возьми трубочку и подуй!

«Птичка, лети!»C:\Users\User\Desktop\фото\IMG_20240212_110934.jpg

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из картона облачко и птички.

Ход игры:  Предложите ребенку сдуть птичку с облачка. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на птичку.  

«Ветерок»

Цель: развитие сильного, плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: узкие полоски бумаги, ленточки с цветочками, можно использовать новогоднее украшение - дождь.

C:\Users\User\Desktop\фото\IMG_20240212_111858.jpg

                «Футбол»

Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи.

Оборудование: соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик.

Ход игры: Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два  шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.развитие дыхания

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед игрой соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

«Листопад»

Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование:  вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры:  Взрослый выкладывает на столе листочки, напоминает ребенку про осень.

- Представь, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давай сделаем ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с ребенком дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.
- Все листики на земле... Давай соберем листочки в ведерко.

Игра «Сдуй снежинку»

Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.C:\Documents and Settings\delo\Рабочий стол\фото для презнтации\фото\DSC02350.JPG

Оборудование:  вырезанные из цветного картона желтые, красные, синие рукавички; снежинки.

Ход игры:  Взрослый предлагает сдуть снежинки с рукавичек, проговаривая стихотворение:


Чтоб не таяли снежинки
На ладошках у Маринки,
Подсказали ей синички
Спрятать ручки в рукавички.
                                    М. Даценко

Игра «Горячий чай»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование:  Чашка  наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.C:\Users\User\Desktop\фото\IMG_20240212_110857.jpg

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а «пар». Если правильно дует то «пар» отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: «Наберу воздуха и подую на чай».

«Лети, бабочка!»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:  2-3 яркие бумажные бабочки.C:\Users\User\Desktop\фото\IMG_20240212_111633.jpg

Ход игры:  Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Взрослый  показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.C:\Users\User\Desktop\фото\IMG_20240212_111556.jpg

Взрослый дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Необходимо следить, чтобы ребенок сидел прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Игра «Прожорливые фрукты»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование:  пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном. C:\Users\User\Desktop\Лог кабинет\фото кабинета\DSC05085.JPG

Ход игры:  В воротики нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования — кто больше попадёт (накормит фрукты). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что после вдоха, ко...

Презентация на тему : Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.    Дети, имеющие ослаблен...

Презентация "Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста"

laquo;Дыхание – основа жизни.Правильное дыхание –основа здоровья и долголетия». К.С. Станиславский...

Картотека дидактических упражнений по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Картотека дидактических упражнений по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

laquo;Дыхание – основа жизни.Правильное дыхание – основа здоровья и долголетия». К.С. Станиславский Развитие речевого дыхания — один из первых и очень...

картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

В картотеуку входят игры и упражнения ндля развития речевого дыхания. Использовать этот материал могут не только воспитатели, логопеды, но и родители. В данном материале найдете прстые упражнения, кот...