Современные взгляды на взаимодействие ДОУ с семьей
статья на тему

Ершова Марина Васильевна

Современные принципы взаимодействия детского сада с семьёй обусловлены несколькими факторами, это изменения, произошедшие в обществе и изменения, произошедшие в самой семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_vzglyady_na_vzaimodeystvie_dou_s_semyoy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные взгляды на взаимодействия ДОУ с семьёй.

Ершова М.В. воспитатель детского сада

№180 ОАО «РЖД» «Ладушки» города

Новоалтайска Алтайского края.

Современные принципы взаимодействия детского сада с семьёй обусловлены несколькими факторами, это изменения, произошедшие в обществе и изменения, произошедшие в самой семье.

На данном этапе государство делает акцент на семейном, а не на общественном воспитании. В законе об образовании определено, что родители являются первыми воспитателями, а образовательные учреждения помогают им в этом, поэтому отношения между семьёй и детским садом изменились позиционно. Если раньше семья принимала то, что предлагало ей дошкольное учреждение, то теперь она является заказчиком образовательных услуг, а детский сад обеспечивает запросы родителей. Если раньше педагоги настойчиво рекомендовали родителям что им нужно делать, то теперь они стараются как можно лучше выявить и реализовать потребности родителей.

Например, во все времена одним из основных запросов родителей была подготовка детей к школе, однако это считалось не самоцелью дошкольного воспитания. На современном этапе подготовка детей к школе является приоритетной задачей детского сада, что закреплено в законе об образовании и в федеральных государственных требованиях к реализации основной общеобразовательной программы. Это, в свою очередь, мотивирует родителей к более активному сотрудничеству с педагогами.

Демократизация общества так же повлекла за собой изменения во взаимодействии детского сада и семьи. На современном этапе дошкольное учреждение является открытой системой:

  • родители могут получить информацию о его жизнедеятельности дистанционно: с сайта детского сада, а так же посетив группу в любое, удобное для них время, что оговаривается при поступлении ребёнка в детский сад;
  • кроме того детские сады активно сотрудничают с социумом, при этом информируют родителей о том, где, и какую услугу они могут получить. Например, у моего воспитанника возникло желание записаться в спортивную секцию. Мы разработали с ним проект, подключили к его реализации дедушку, посетили все спортивные объекты города и, в результате, не только этот ребёнок получил желаемое, но и все дети в группе узнали, какие спортивные школы, секции, сооружения есть в нашем городе.

Но, как бы ни менялись общество и семья, одна общечеловеческая ценность остаётся неизменной – это любовь родителей к своему ребенку и тревога за его жизнь и здоровье. Современные родители очень тревожны. Возможно, это обусловлено тем, что в семье один, два ребёнка, а возможно оттого, что в средствах массовой информации, в том числе и в интернете периодически появляются «страшилки» о происшествиях в детских садах. Поэтому педагог должен показать, что ребёнку в детском саду безопасно, уютно и комфортно. С этой целью в группах оформляются стенды «Нам хорошо вместе», «Наши дела», «Мои успехи», которые периодически обновляются.

В личных беседах педагог транслирует достижения ребёнка, показывает заинтересованность его жизнедеятельностью, демонстрирует хорошее отношение к нему. Лишь полностью доверяя воспитателю, родитель будет спокоен за своего ребёнка.

Для того чтобы понять как выстраивать современную философию взаимодействия детского сада с семьёй, необходимо знать, в чём заключаются её особенности.

Одна из особенностей современной семьи это дефицит общения между её членами. И основная причина этому коммуникационное окружение. Часто можно наблюдать, как мама ведёт ребенка за руку, тот что - то с увлечением ей рассказывает, а мама разговаривает по телефону. А если заглянуть в гости к современной семье вечером, можно увидеть следующую картину: папа за компьютером, мама с планшетником, ребёнок у телевизора. Наша задача заинтересовать родителей общением друг с другом и с ребёнком. Лекции, наставления в данном случае ничего, кроме раздражения не вызовут. Здесь на помощь приходят интерактивные формы совместной деятельности: совместные праздники, развлечения, КВН, викторины, игровые тренинги, практические занятия, проекты и т.д. на которых родители как бы заново открывают своего ребёнка. На таких мероприятиях часто можно услышать: «Надо же, и мой ребёнок это может?». Например, при подготовке одного мероприятия родители записали свои высказывания, каким они видят своего ребёнка в будущем, а потом услышали своих детей. Они были искренне удивлены, что свой портрет в будущем их дети описали более детально и подробно. Родители удивляются, и начинают гордиться своими детьми, пытаются больше уделять им внимания.

Укреплению семейных связей помогают тематические праздники «Я для милой мамочки», «Папин день», на которых дети дарят родителям не только песни и стихи, но и добрые пожелания, играют с ними в игры, участвуют в эстафетах. Родителей очень трогает непосредственное проявление детской любви, возникает желание больше с ними общаться.

Современная философия взаимодействия ДОУ и семьи предъявляет особые требования и к воспитателю: он должен быть гибким, мобильным, тактичным и компетентным. Только в этом случае взаимодействие будет успешным и позволит:

  • семье взять на себя функцию первоочередного воспитателя;
  • смотивировать родителей на взаимовыгодное сотрудничество, сделать их активными участниками жизнедеятельности детского сада;
  • удовлетворить их запросы;
  • выравнить стартовые возможности ребёнка, обеспечить качественную подготовку к школе;
  • преодолеть дефицит общения, больше узнать о своём ребенке и укрепить внутрисемейные связи.

Список литературы:

  1. Казанцева А.С., Новые подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник по материалам региональной научно – практической конференции «Комплексное сопровождение лиц с особыми образовательными потребностями: проблемы и перспективы», ГОУ ВПО «Алтайская государственная академия», 2010г.
  2. Сиверская Л., Работа с семьёй: необязательные инструкции. М.;ЛИНКА – ПРЕСС, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи»

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьиТермин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, в...

"Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи"

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание...

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение....

Современные подходы организации взаимодействия ДОУ и семьи»

Современные подходы организации взаимодействия ДОУ и семьи»...

"Современные формы организации взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС ДО "

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необ...

Статья на тему «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи. Формы взаимодействия ДОУ с родителями»

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей....

Статья "Современный взгляд на взаимодействие с родителями"

Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются м...