Влияние компьютерных игр на развитие дошкольника
консультация на тему

В наше время компьютерные игры занимают практически все свободное время. Давайте разберемся в проблеме, как влияют компьютерные игры на ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_kompyuternyh_igr_na_razvitie_doshkolnika.docx120.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние компьютерных игр на развитие дошкольника»

                               

О влиянии компьютерных игр на личность написано много. Практически все специалисты единогласны в том, что увлечение виртуальными играми имеет исключительно негативные последствия для здоровья и психики человека. Особенно остро стоит данный вопрос относительно детского увлечения подобным времяпровождение. Так как же влияют виртуальные игры на психику дошкольников?

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличие от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия.

Яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальный.

Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных игр:

  1. Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.
  2. Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.
  3. Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.
  4. Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
  5. Возникает острая потребность в игре.

Какие опасности скрываются за невинной игрой?

Первое, на что обращают внимание специалисты – это значительное повышение агрессивности у детей, которые играют в жестокие игры. Постоянное повторение «боевых действий» формирует установку на то, чтобы добиться результата, нужно быть максимально агрессивным. Уничтожая героев игры, ребенок чувствует наслаждение. Это провоцирует возникновение фиксации на агрессии. Она, в свою очередь, переноситься на взаимоотношения в реальном мире. 

Дети, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.

Дошкольники, которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.

Игры, особенно в вечернее время, приводят к нарушению сна. Они сокращают глубокую фазу сна, во время которой отдыхает нервная система, перерабатывается и систематизируется полученная за день информация, что негативно влияет на развитие ребенка.

Игры  злые  и  добрые

Психологи не без основания предупреждают, что компьютерные игры нередко становятся катализатором гиперактивности и агрессии у детей. Но означает ли это, что нужно полностью оградить ребенка от компьютерных игр? 
Вовсе нет. Во-первых, едва попав в детский коллектив, ребенок узнает о существовании «запретного плода», который родители от него скрыли, и попытается до него добраться. Во-вторых, существует масса замечательных интеллектуальных игр, которые принесут вашему малышу только пользу. Правда, на пороге школьного возраста дети, особенно мальчики, узнав от сверстников о существовании агрессивных «стрелялок» и хитроумных «бродилок», начинают требовать у родителей культовую игрушку. Что же, уважение к тому, кто лучше умеет «завалить мамонта», – базовый элемент мужской субкультуры, и бороться с этим абсолютно бесполезно. Однако можно направить энергию своего «героя» в мирное русло, пристрастив его к «стратегиям», которые великолепно развивают логические и аналитические способности, а заодно расширяют кругозор. 
С другой стороны, стоит научить ребенка выигрывать не только в компьютерных, но и в жизненных поединках. Ведь давно замечено, что к агрессивным играм, главным образом, склонны дети с заниженной самооценкой, считающие себя неудачниками, не умеющие дать отпор противнику.

С компьютером можно поиграть в классические настольные игры: шашки, домино, шахматы. Но тоже самое можно сделать и без компьютера, общаясь за столом. Можно играть в эти игры вдвоем, а вот если родителям некогда, то тогда противником станет компьютер. Роль взрослого – стать для своего маленького ребенка фильтром, который защитит его от вредных, продуктов этой индустрии. На что нужно обращать внимание?

-соответствие игровой программы возрасту и способностями вашего ребенка;

-выбирать для ребенка такие игры, в которых выполнение одного этапа или задания не занимает больше 5-7 минут. Это позволит закончить игру, не превышая лимита времени, который вы устанавливаете для безопасного непрерывного общения ребенка с компьютером;

Ваши меры по ограничению продолжительности общения ребенка и компьютера могут вызывать конфликты и ссоры. Не наказываем, а убеждаем.

Советы по профилактике игровой компьютерной зависимости:

Договоритесь с ребенком о максимальной продолжительности игры. Контролируйте процесс сами или воспользуйтесь специальными программами контроля времени.

Старайтесь так организовать время ребенка, чтобы он не играл за компьютером ежедневно.

С самого раннего возраста выявляйте способности ребенка. Если ребенок увлечется каким-то видом деятельности, то все компьютерные игры отодвинутся на второй план.

Полезно с раннего возраста приучать ребенка к стабильному режиму дня. Тогда он не будет в любой свободный момент рваться к компьютеру.

Больше общайтесь, разговаривайте, гуляйте. Создавайте комфортную обстановку доверительного общения.

Ребенок должен быть чем-то занят. Совместная деятельность – основа правильного воспитания и развития.

Ребенок поиграл в компьютерные игры, надо дать отдохнуть организму.

Вот некоторые варианты гимнастики для глаз и опорно-двигательного аппарата:

Специальная гимнастика для глаз выполняется после того, как ребенок закончил занятия на компьютере. Она включает несложные упражнения, которые необходимо делать в течении 2-3 минут.

«Моргание»

Закрыв глаза, медленно сосчитать до 5. Открыть глаза, быстро поморгать. Повторить 3 раза.

«В разные стороны»

1 вариант.

Медленно двигать глазами из позиции «прямо перед собой» в указанных направлениях, возвращая каждый раз взгляд в положение «прямо». Голова при этом должна оставаться неподвижной. Прямо- вверх, прямо -вниз, прямо -вправо, прямо- влево.

Повторить 3-4 раза.

2 вариант.

Вверх мне нужно посмотреть,

Потолок там разглядеть.

А теперь мой взгляд упал:

Сразу пол я видеть стал.

Ну в справа мне видна

Комнаты моей стена.

Догадаться мне несложно,

Что увидеть слева можно.

«Кружок и квадрат»

1 вариант

Нарисовать глазами круг, сначала в левую сторону, потом в правую. Затем нарисовать глазами квадрат. Повторить 2-3 раза.

2 вариант

На палец указательный

Я смотрю внимательно.

К носу я его приближу,

Все равно его увижу.

Повторить 3-4 раза.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата

-Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повернуть голову вправо. Вернуться в и. п. Повернуть голову влево. Вернуться в и. п. Повторить 4-6 раз.

- Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Вытянуть руки перед собой, сжать и разжать кулаки 3-4 раза. Вернуться в и. п., потрясти кистями рук.

- Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, прогнуться. Затем свести локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз. Опустить руки вниз, потрясти кистями.

- И. п. – лежа на животе. Имитируются движения руками и ногами, которые выполняются при плавании.

-И. п. - на четвереньках. Выгнуть спину, как сердитая кошка. Прогнуть спину. Поочередно повторить 6-8 раз.

Выводов:

-Формируйте у ребенка разнообразные увлечения.

-В дошкольном возрасте ребенок должен осваивать реальный окружающий мир, не нужно заменять этот процесс освоением виртуального мира.

-Всегда знакомьтесь с содержанием игры, прежде чем она попадает к ребенку.

-Не допускайте, чтобы ребенок играл в игры, содержании которых есть проявления агрессии и жестокости.

Давайте не будем сами приучать детей тратить время жизни попусту. Лучше носите с собой книги, а не планшеты с играми-симуляторами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника".

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытн...

Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста

Консультация для родителей с описание неблагоприятных последствий от использования современных гаджетов, рекомендациями по их правильному использованию и перечень рекомендованных сайтов....

Влияние компьютерных игр на развитие ребенка

Все чаще и чаще за консультацией к психологу обращаются родители, обеспокоенные частым и долгим сидением детей у экранов телевизоров или мониторов компьютеров. Ребенок готов часами играть в игры или с...

«Влияние компьютерных игр на развитие дошкольника»

Что делать, если компьютер и телевизор заняли огромное место в жизни ребёнка и вызывают беспокойство у родителей?...

Влияние компьютерных игр на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей основам информатики и вычислительной техники, а создание новых, научно обоснованных доступных средств раз...