Как закрепить правильное произношение звуков
консультация на тему

Баннова Ольга Евгеньевна

Консультация для родителей по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zakrepit_pravilnoe_proiznoshenie_zvukov.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Как закрепить правильное произношение звуков.

Рекомендации для родителей.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимодействие логопеда и семьи, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где они действуют согласованно.

Ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но и способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Планируя занятия дома, помните, что:

  • Занятия должны быть систематическими: у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия.

  • Правильно выбирайте время для занятий - ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему. Продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 - 25 минут.

  • Ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает трудности. Избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты невнимателен», лучшие варианты — «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз».

  • Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность. Если вы не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит, вы не сумели объяснить, чего вы хотите. Инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова. Резкий тон, раздражение - недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно. Не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!». Обязательно начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, а усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать.

Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи.

Автоматизация звука в слогах.

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. Например, «открытые» слоги. Открытыми называются слоги типа «согласный + гласный»: ра – ро – ру,  ро – ры – ру, са – со – сы, ся – са – су и т.д.  «Закрытые» слоги. Закрытыми называются слоги типа «гласный + согласный»: ар – ор – ур – ер –ир – юр.

Автоматизация звука в словах.

На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец - фонематический слух).

Игра «Волшебная палочка». В неё можно играть с мячом. Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый. Например на звук Ш: Тапки - шапки. Жаль - шаль. Губы – шубы.

Игра «Назови ласково». Для звука «Р»: рука — … , сестра — … , брат — … , игрушка — … , курица — … , рябина — … . берёза — … ; для звука «Щ» — щенок — … , щётка — … , вещь — … , плащ — … , угощенье — … и др.

Игра «Слово – шаг». Разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до определенного места. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

Автоматизация звука в предложениях.

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка.

Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой, например: ручка и карандаш, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности» (сходство).

Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение ребенок.

Проговаривание должно быть осознанным.

Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота,

а правильность проговаривания звуков. Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Как закрепить правильное произношение звуков ??? (Памятка для родителей)

Как закрепить правильное произношение звуков ???(Памятка для родителей)...

Как закрепить правильное произношение звуков

Предлагаемые  игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей ре...

Консультация для родителей «Как закрепить правильное произношение звуков»

Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала, направлены на развитие у ркбёнка навыка контроля за своей речью и могутвыполняться в домашнихусловиях....

Как закрепить правильное произношение звуков

Как закрепить правильное произношение звуков...

"Как закрепить правильное произношение звуков у детей"

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно, по просьбе взрослых или по со...

Как закрепить правильное произношение звуков у детей.

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно, по просьбе взрослых или по со...