Главные вкладки

    Круглый стол для родителей "Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников"
    консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

    Белогривцева Ольга Ивановна

      Познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период. Дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников.  Обозначить роль семьи при подготовке ребенка к школе. Способствовать формированию доброжелательных и  доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    Школа №1155

    Дошкольное отделение №2

    Круглый стол для родителей

    «Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников»

    Подготовила:

    воспитатель 11 группы

    Белогривцева Ольга Ивановна

    Москва 2016

    «ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
    У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

    Цели:

    • познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период:
    • дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников;
    • обозначить роль семьи при подготовке ребенка к школе;
    • способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.

    Подготовительная работа:

    • предварительная диагностика «Готовность детей к началу учебного года»;
    • подготовка памятки-рекомендации родителям;
    • оформление приглашения родителей на собрание;
    • подготовка демонстрационного слайда «Факторы успешной адаптации и подготовки к школе».

    Оборудование:

    • раздаточные карточки для родителей;
    • слайды «Режим дня первоклассника».

    Основные понятия:

    адаптация, положительный эмоциональный фон, мотивация, психогенная дезадаптация, невроз первоклассника, родительские

    притязания, режим дня.

    Участники:

    воспитатель; родители.

    Форма проведения:

    собрание-студия.

    Ход круглого стола:

    Воспитатель открывает круглый стол, называет тему.

    С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности. Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребенка уже в самом начале обучения в школе, многолики. «Зазевается» родитель на перепутье дошкольного и школьного возраста — и ребенок может попасть в категорию «трудных».

    Цель нашего сегодняшнего круглого столы состоит в том, чтобы познакомить Вас с различными психологическими проблемами современного школьника и рассказать, как помочь преодолеть их.

    Судя по предварительной информации, большинство из Вас волнуются за своих детей. Всем хочется, чтобы дети преодолели трудности школьной адаптации, нашли свое место в новом коллективе, учились с удовольствием, но это совсем нелегко, детям нужно помочь.

    Как Вы думаете, волнуются ли Ваши дети в связи с приближающимся школьным обучением? Давайте проверим и проведём небольшой тест.

    Перед Вами — разноцветные полоски. Полоски коричневого цвета означают сильное волнение, синего — умеренное, красного — радость, уверенность. Выберите полоску и обоснуйте свой выбор.

     (Ответы родителей.)

    Рассматривая проблему школьных трудностей, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школьному обучению. Готовность к школе — это тот уровень функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психической адаптации, к снижению эффективности обучения.

    На демонстрационном слайде указаны факторы успешной подготовки и адаптации к школе:

    •  физическое здоровье;

    •        развитый интеллект;

    •        умение общаться со сверстниками и взрослыми;

    •        выносливость и работоспособность;

    •        аккуратность и дисциплинированность;

    •        хорошая память и внимание;

    • развитие мелкой моторики рук;
    • инициативность;
    • умение действовать самостоятельно;
    • умение считать и читать.

    Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора и пронумеруйте их по степени значимости. Обоснуйте свой выбор.

     (Ответы родителей.) 

    А теперь сравните ваши ответы с выбранными ответами учителей начальных классов. (Выводы родителей.)

    Сообщение на тему: «Адаптация к школе».

    Ребенок приходит в школу уже личностью, со своей картиной мира и определенными стереотипами поведения в мире взрослых. И для него серьезным испытанием является достижение внутреннего душевного равновесия между процессом обучения, потребностью в сохранении любви родителей и необходимостью принятия учителя.

    По данным врачей, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, тревожно спят, чаще капризничают и упрямятся. Это естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения называется адаптацией — восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает 2-3 месяца. А вот пусковым механизмом дезадаптации (нарушением адаптации) является, как правило, наличие стойкой психотравмирующей ситуации.

    Многие психологи говорят о том, что самый «страшный зверь», подстерегающий всех на пороге школы, — это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы очень нервно воспринимают отметки своих детей. Может быть, это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребенка как к оценке их собственной родительской успешности.

    Родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный, не всегда удачный опыт. Они сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие и внутреннее состояние. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок должен защищать себя и от родителей, и от школы, и от учения. В итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться.

    Хотелось бы посоветовать всем: не ставьте перед ребенком непосильных задач, например, «Учи всегда и все!». Это по силам не каждому ребенку и нередко ведет к возникновению «синдрома отличника». Опасность завышенных требований родителей ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности, что приводит к утрате доверия между взрослыми и детьми и является источником невротических реакций, неврозов, соматических расстройств.

    Процесс адаптации будет успешнее, если положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербальной (обнять, прижать к себе, поцеловать, погладить по голове).

    Вручение родителям памятки-рекомендации «Предотвращение школьной дезадаптации» (Приложение 2 к данному конспекту).

    Сообщение на тему: «Режим дня».

    Поступление в школу — стресс для ребенка. Особенность сегодняшних детей, пришедших в 1-й класс, — быстрая утомляемость. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?

    В младшем школьном возрасте успеваемость учащихся в значительной степени зависит от их здоровья. Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника: соблюдение режима дня, сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Полезно выработать привычку рано ложиться и рано вставать. Не забывать о полноценных гигиенических процедурах. Совершенно необходимо, чтобы дети делали утреннюю гимнастику. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка прогулки на воздухе. Время приготовления уроков нужно выбирать самое продуктивное: с 16 до 17.30. Отдых должен быть активным. Полноценный отдых — это смена видов деятельности.

    (Родителям раздаются памятки с примерным режимом дня).

    Просмотр слайдов «Режим дня первоклассника».

    Результаты диагностики: «Карта-характеристика

    готовности ребенка к школе».

    А сейчас разрешите представить Вам результаты диагностики: «Карту-характеристику готовности ребенка к школе». Родители индивидуально рассматривают результаты своего ребёнка.

    (Выводы по результатам диагностики.)

    Рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения:

    —        Что нового Вы узнали на нашей встрече?

    —        Какая часть занятия вызвала особый интерес?

    —        Охарактеризуйте термин «дезадаптация» несколькими фразами.

    Заключительное слово воспитателя

    Мы остановились на основных положениях, обеспечивающих успех адаптации учащихся к новым условиям. Помните, что готовность к школе Вашего ребенка тесно связана с его положением в семье.

    Памятка-рекомендация

    КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА

    ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

    I.        Психологическая и социальная готовность к школе.

    1.        Желание учиться в школе:

    а)        ребенок хочет идти в школу;

    б)        особого желания идти в школу пока нет;

    в)        идти в школу не хочет.

    2.        Учебная мотивация:

    а)        осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;

    б)        собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т.д.);

    в)        цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

    3.        Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

    а)        достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

    б)        контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;

    в)        плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

    1.        Организованность поведения:

    а)        поведение организованное;

    б)        поведение недостаточно организованное;

    в)        поведение неорганизованное.

    Общий средний балл уровня психологической и социальной готовности к школе.

    Выше среднего, средний: большинство ответов — а).

    Ниже среднего: большинство ответов — б).

    Низкий: большинство ответов — в).

    I.        Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

    1.        Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

    а)        нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива;

    б)        в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);

    в)        ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).

    2.        Мелкая моторика рук:

    а)        развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;

    б)        развита недостаточно, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;

    в)        развита плохо, карандашом и ножницами ребенок работает плохо.

    3.        Пространственная ориентация, координация движений, ловкость:

    а)        достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;

    б)        отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточной ловкости;

    в)        ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

    4.        Координация в системе глаз — рука:

    а)        может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии(с классной доски);

    б)        графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями;

    в)        при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.

    Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров.

    а)        соответствует средним показателям возрастной группы;

    б)        ниже средних показателей возрастной группы;

    в)        намного ниже средних показателей возрастной группы. Общий средний балл уровня развития школьно-значимых психо-физиологических функций.

    Выше среднего, средний: большинство ответов — а).

    Ниже среднего: большинство ответов — б).

    Низкий: большинство ответов — в).

    II.        Развитие познавательной деятельности.

    1.        Кругозор:

    а)        представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о своей стране, о городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;

    б)        представления достаточно конкретны, но ограничены непо-средственно окружающим;

    в)        кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окру-жающем отрывочны, бессистемны.

    2.        Развитие речи:

    а)        речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;

    б)        ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

    в)        слова из ребенка приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов в предложении).

    3.        Развитие познавательной активности, самостоятельности:

    а)        ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

    б)        ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;

    в)        уровень активности, самостоятельности ребенка низкий. При выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

    4.        Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

    а)        ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в словах, чувствует и осознает различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

    б)        задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются с помощью взрослого;

    в)        задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

    1.        Произвольность деятельности:

    а)        ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;

    б)        удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;

    в)        деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, ребенок прерывает деятельность из-за возникающих трудностей; стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

    2.        Контроль деятельности:

    а)        результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью;

    б)        результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, но самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;

    в)        результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия.

    3.        Темп деятельности:

    а)        соответствует средним показателям возрастной группы;

    б)        ниже средних показателей возрастной группы;

    в)        намного ниже средних показателей возрастной группы.

    Общая средняя оценка уровня развития познавательной дея¬тельности.

    Выше среднего, средний: большинство ответов — а).

    Ниже среднего: большинство ответов — б).

    Низкий: большинство ответов — в).

    II.        Состояние здоровья.

    Особенности развития ребенка на этапе дошкольного возраста (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие

    1.        на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).

    2.        Темпы развития в дошкольном возрасте (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).

    3.        Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность — сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

    Группа здоровья        .

    Заключение

    Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.

     Памятка-рекомендация

    «ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ»

    •        Соблюдайте режим дня.

    •        Ограничьте просмотр телевизионных передач.

    •        С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему.

    •        Встречая ребенка после уроков, порадуйтесь вместе с ним его успехам.

    •        Будьте щедры на похвалу.

    •        Не делайте несколько замечаний сразу.

    •        Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет к формированию неуверенности в себе.

    •        Выделите специальное время для выполнения домашних заданий.

    Наш круглый стол окончен. Задавайте вопросы.

    Удачи вам в воспитании ваших детей!

    Литература:

    1.        Н.В. Калинина

    «Предшкольное образование и система работы с родителями»

    Аркти ; Москва  2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание в форме круглого стола для родителей будущих первоклассников "Как научить ребёнка учиться?"

    Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»Венгер Л.А.В настоящее время детский сад и школа ре...

    Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»

    Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действител...

    Круглый стол «Будущий первоклассник, какой он? Портрет первоклассника в системе ФГОС»

    В настоящее время часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому, что нет работы между начальной школой и ДОУ, нарушилась преемственность учебных программ, учебник...

    КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «СКОРО В ШКОЛУ»

    Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся ...

    Круглый стол для педагогов ДОУ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

    Форма проведения: деловая игра.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка. 2 часть. Коллоквиум.3 ч...

    -Круглый стол "Преемственность детского сада и школы в подготовке будущих первоклассников"

    Круглый стол  "Преемственность детского сада и  школы в подготовке будущих первоклассников"...