Родительское собрание в форме круглого стола для родителей будущих первоклассников "Как научить ребёнка учиться?"
консультация (подготовительная группа) по теме

Рогулева Ирина Николаевна

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Венгер Л.А.

В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. По закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Согласно статье 44 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

            Выполнение домашних рекомендаций по коррекции речи требует от ребёнка развитых волевых усилий, любознательности,  самостоятельности и обязательного контроля со стороны родителей их заинтересованности в данном процессе. Приобретённый навык самостоятельно выполнять задания по коррекции речи, несомненно, поможет в школе.

Чтобы подготовить своего ребёнка к школе, воспитать в нём аккуратность, самостоятельность, ответственность необходимо с дошкольного возраста приучать малыша к посильным домашним поручениям. Помогая самостоятельно родителям в быту, у ребёнка формируются важнейшие качества полноценной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_27.04.2016.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме круглого стола

На тему «Как научить ребёнка учиться?»

проведено 27.04.2016.

учитель-логопед Рогулева И.Н.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Венгер Л.А.

В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. По закону от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Согласно статье 44 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В современном образовании в качестве одной из наиболее актуальных признается проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста психологических качеств, которые обеспечивали бы успешность адаптации на новой ступени образования и освоения учебной деятельности в процессе обучения в школе.

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ГБДОУ и родителей. Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием готовности ребенка к обучению в школе. Согласно ФГОС ДО  взаимодействие с семьями воспитанников включает: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6); создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности (п.3.1).

            Выполнение домашних рекомендаций по коррекции речи требует от ребёнка развитых волевых усилий, любознательности,  самостоятельности и обязательного контроля со стороны родителей их заинтересованности в данном процессе. Приобретённый навык самостоятельно выполнять задания по коррекции речи, несомненно, поможет в школе.

Чтобы подготовить своего ребёнка к школе, воспитать в нём аккуратность, самостоятельность, ответственность необходимо с дошкольного возраста приучать малыша к посильным домашним поручениям. Помогая самостоятельно родителям в быту, у ребёнка формируются важнейшие качества полноценной личности.

Вот взгляд  детей группы на эту проблему.

1. Есть ли у тебя поручения, которые ты делаешь дома самостоятельно?

 - режу овощи для супа, а мама, когда освободиться забрасывает их в суп;

 - вытаскиваю бельё из стиральной машинки;

 - вытираю пыль на полке;

 - собираю пыль пылесосом.

2.Какое поручение ты хотел бы выполнять самостоятельно?

 - мыть посуду (мальчик);

 - зажигать огонь (помогать маме готовить пищу);

 - мыть полы, протирать пыль;

 - пылесосить ковёр.

3. С кем выполняешь рекомендации учителя-логопеда?

Все ответили: «с мамой»

4.Какая у мамы бывает реакция, когда ты сделал порученное дело не очень хорошо?

 - кричит;

 - показывает недовольство мимикой;

 - говорит «сын, иди в угол»

5.Как ты сам (сама) реагируешь, если порученное тебе дело не удалось?

 - почёсываю затылок;

 - говорю «Ой!»;

 - сжимаю кулачки и зажмуриваюсь.

6. Как реагирует мама, если у тебя получилось справиться с каким-то порученным делом?

 - говорит «умница, молодец»;

 - молодец сынок, целует, умничка;

 - хорошо, умница;

 - обнимает;

 - гладит по голове.

Хотелось бы остановиться на воспитании самостоятельности у наших детей.

Самостоятельность НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ. Самостоятельность – КАЧЕСТВО СЛОЖНОЕ, ОНО ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОБОДЕ ОТ ВНЕШНИХ ВЛИЯНИЙ И ПРИНУЖДЕНИЙ.http://special3.shkola.hc.ru/images/o_samostoyatelnosty.jpg

Анализ показывает, что самостоятельность у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим(!). Выполняя обязанности по дому, дети строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы.

Миша подметал пол (его попросила учительница), но не стер с доски. На вопрос: «Что же доска осталась грязной?» – мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна об этом мне не говорила».

Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика младших школьников отличается НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.

МНОГИЕ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО НЕ ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Например, на вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность?», «Учите ли вы их этому?» – родители учащихся младших классов отвечают:

«Нет, особенно не замечаю»,

«Не хотят они никакой самостоятельности»,

«Какая тут самостоятельность – малы еще».

На второй вопрос большинство давали положительный ответ, но тут же добавляли, что делают это они от случая к случаю, не систематически: «Некогда этим заниматься».

ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО СЕТУЮТ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫ: «Все их приходится за руку водить», «Все им надо «разжевывать».

Рассмотрим этапы развития самостоятельности:

Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).

Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).

Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ЗАБЫВАЮТ, что их навыки по самообслуживанию СКЛАДЫВАЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ОПЕРАЦИЙ.

Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяк и ими может овладеть ребенок прямо с пеленок. Потому они часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну, неужели такая мелочь тебе не под силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать?» А ребенок действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что-то ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он не был уверен, чего-то боялся.

ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае – никакого крика, раздражения, упреков. КОГДА ВЫ СРЫВАЕТЕСЬ НА КРИК, ВЫ УНИЧТОЖАЕТЕ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО ВОСПИТАНИЯ, рождаются основания для вражды. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать?

Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители, как правило, ставят его в положение мальчика на побегушках: «ПРИНЕСИ», «ПОДАЙ», «ВЫЛЕЙ», «ОПОЛОСНИ», «ЗАКРОЙ», «СБЕГАЙ». В таких условиях трудно стать самостоятельным. В какое-то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостных функций: убрать всю комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата.

Можно попросить вас, уважаемые родители,  поделиться  примерами , как Вы воспитываете у детей самостоятельность. Думаю, что опыт в этом вопросе будет полезен для всех.

          А теперь попрошу вас зачитать рекомендации

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

 1.Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам».

 2.У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ребёнком, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе – если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

 3.Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

 4.Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами: это настольные (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды) и подвижные игры. Игра – это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

 5.Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Итак, больше доверия, больше самостоятельности и поощрения – таковы несложные правила развития самостоятельности ребенка в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя работу многократно, он овладеет устойчивыми навыками этой деятельности и будет хотеть заниматься ею самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава?»

Родительское собрание в нетрадиционной форме (круглого стола)....

разработка родительского собрания в форме круглого стола по теме "Знаете ли вы своего ребёнка?"

Данная разработка позволит вам провести более интересное родительское собрание- работает на сближение с родителями...

Родительское собрание в форме круглого стола с родителями группы №3 проведено 23.03.2016. «Взаимодействие с детьми, как залог социального благополучия ребёнка»

Цель: Повышение педагогического мастерства родителей, формирование умения предъявлять результаты своих поступков, овладение искусством общения, формирование умения общаться с детьми; активизировать ст...

Родительское собрание в форме круглого стола с родителями группы «Взаимодействие с детьми, как залог социального благополучия ребёнка»

Цель: Повышение педагогического мастерства родителей, формирование умения предъявлять результаты своих поступков, овладение искусством общения, формирование умения общаться с детьми; активизировать ст...

Родительское собрание в форме круглого стола с родителями группы «Взаимодействие с детьми, как залог социального благополучия ребёнка»

Родительское собрание в форме круглого  столас родителями  группы«Взаимодействие с детьми, как залог социального благополучия ребёнка»...

Родительское собрание в форме круглого стола" Информирование родителей о ходе образовательного процесса в группе ЗПР"

Расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год....