Главные вкладки

    "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: ее типы и особенности"
    консультация на тему

    Александрова Елена Николаевна

    "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: ее типы и особенности"

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya_rebenka_v_usloviyah_dou.docx28.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ детский сад "Ласточка"

    "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: ее типы и особенности"

    Подготовила:

    Александрова Е.Н

    с. Новоложниково

    2016 г 

    С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение  восьми - девяти часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок  переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление. Зачастую сложность приспособления организма ребенка к новым условиям равна  высокой цене, которую платит организм за достигнутые успехи,  она же определяет важность  учета факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

    Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение ребенка. Родителей беспокоит вопрос, почему еще недавно радостный и  здоровый малыш  проявляет признаки  больного. Но малыш не болен. Ваш малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью, и родители понимают, что  постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок, в самом деле, заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени родители забудут о негативных сдвигах адаптационного процесса. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

    Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он может  заболеть. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у детей. Это свидетельствует о проявлении  у малыша его протеста в виде разных невротических реакций, говорящих о довольно сильном психоэмоциональном, которое он испытывает. Чтобы более детально и объективно судить о процессе адаптации, педагоги и психологизнают разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.

    Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождается рядом негативных сдвигов в детском организме, часто приводит к стрессу и детей, и родителей.

    Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?

    В огромной степени - отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина "М". Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется негативный  круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.

    Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.Поэтому детей с тяжелой адаптацией, желательно не отдавать  сразу из дома в сад, а по возможности  отдать немного позже, по мере совершенствования адаптационных механизмов. А самое главное- организовать  процесс профилактики  дезадаптации в условиях  мини-группы  под руководством опытного педагога-воспитателя.

    Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

    Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант - адаптация средней тяжести. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

    Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненного привыкания к ее условиям.  Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

    На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, навыки общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах, труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходимо обеспечить организацию психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении. В этой работе выделяются следующие направления:

     • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;

     • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

     • контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

     Психолого-педагогическая  готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.   Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

    Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых, и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам.

    Учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса:

     1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

     2. Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

     3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

    Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

     Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.

    -Легкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.

     -Адаптация средней тяжести – семья приспосабливается за два месяца.

    -Тяжелая адаптация – требуется три месяца.

    -Очень тяжелая адаптация – около полугода и более.  И  тогда встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовский» ребенок.

    Легкая адаптация.

     Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать. При этом они хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша. Родители уверены в себе, с доверием относятся к воспитателю, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность

    Адаптация средней тяжести.

     Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями педагога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо». Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. С воспитателем они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации  принимают, задают много вопросов, избегая высказывать свою точку зрения.

    Тяжелая адаптация.

    Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии.

    Очень тяжелая адаптация.

     С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою «сверхкомпетентность» во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж — зависимая жена или авторитарная бабушка ребенка — зависимая мать.

    Специалисты называют период привыкания к саду – адаптационным периодом. Адаптация бывает легкая, быстрая и почти безболезненная, а бывает - тяжелая, максимально выраженная. Какой вид адаптации будет у вашего ребенка, зависит от многих факторов, начиная с условий протекания беременности и кончая особенностями центральной нервной системы ребенка и стиля воспитания, принятого в семье. Обычно опытный врач-педиатр может точно определить, легко или сложно будет протекать адаптационный период у вашего малыша. Но при любом прогнозе негативные сдвиги в организме ребенка все же будут происходить, сдвиги на всех уровнях и во всех системах организма. То, что вы наблюдаете в поведении малыша - лишь надводная часть айсберга. Весь организм и психика ребенка в это время постоянно находится под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Можно сказать, что ребенок все это время находится на грани стресса.

    Если выраженность стресса у ребенка минимальна, то в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного периода, как о страшном сне. Но это в случае легкой адаптации. Если же стресс в полной мере овладел ребенком (при тяжелом типе адаптации), то будьте готовы - в скором времени произойдет срыв и ребенок заболеет.

    Теперь немного подробнее о том, что происходит с психикой ребенка в этот период. Малыша после определения в детский сад  как будто подменили. По любому поводу – истерики и капризы. Он растерял все навыки самообслуживания, которые знал, у него опять намокают штанишки, он как будто забыл, как пользоваться ложкой, он почти перестал говорить, а еще недавно родители радовались его наивной речи. Полное ощущение, что ребенку не три года, а едва исполнилось два.

    Педагоги и психологи называют это явление регрессом. Так, любой человек, особенно ребенок, реагирует на стресс, как бы «отступает» в своем развитии на шаг назад, теряет все то, что приобрел. Обычно все возвращается на свои места очень быстро, как только заканчивается адаптационный период. А еще ребенок становится нервным и пугливым, а самое главное – почему-то, совсем не хочет ходить в детский сад. Еще вчера он торопил маму, спрашивал, когда же он пойдет играть с другими детьми, а сегодня, он изводит маму плачем, да таким горьким, что сердце кровью обливается, он просит не вести его никуда, что он будет хорошим, пусть только мама оставит его дома. Да он просто боится идти в сад. И с этого момента в нем поселяется страх…

    Страх – обычный спутник адаптационного периода. В новой обстановке ребенок во всем видит скрытую угрозу для себя. Он боится незнакомых детей, нового помещения, чужих взрослых, которых он должен теперь слушаться, боится сделать что-то не так и быть наказанным. И, наконец, он панически боится, что мама его забудет, не придет за ним. А еще большинству детей очень нелегко дается контакт с незнакомыми детьми. До сих пор рядом всегда была мама, за которую можно было спрятаться, а теперь он сам за себя. Кстати, как только малыш наладит контакт со своими сверстниками в группе, адаптационный период прошел. Это самый мощный стимул (контакт со сверстниками), отвлекающий от любых страхов и тоски по маме.И в скором времени  наступает такой момент: отпросившись с работы, мама летит в детский сад, с ужасом представляя себе, как малыш стоит под дверью, ждет её и плачет, плачет. Она залетает в группу и с удивлением видит свое чадо не плачущим, а весело играющим с другими детьми. Мало того: он со слезами молит не забирать его, а дать поиграть еще немного.

    Но это еще впереди. А пока над малышом властвует стресс.

    Что же провоцирует стресс ребенка в период адаптации к детскому саду? Это - отрыв от матери. Известно, что в этом возрасте малыш неразрывно связан с мамой. Мама - это самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. И вдруг мама «обменяла» его на какую-то работу. Предала. Именно так расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок. Как произошло, что любимая и самая лучшая на свете мама бросила его в новой обстановке и среди незнакомых детей? Чтобы в этой обстановке «выжить» необходимо вести себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени адаптации ребенок быстро (до 1 мес.) вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок выживания пройден успешно, то в дальнейшем малыш будет быстро адаптироваться в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и «заделом» на долгие годы. Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для ребенка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. 

    Правила проведения развивающих игр с детьми в адаптационный период

    Правило 1

    Первое, и самое важное, правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять правило 2.

    Правило 2

    Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли: участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

    Правило 3

    Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять правило 4.

    Правило 4

    Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное правило 5.

    Правило 5

    Взрослый не должен оценивать действия ребенка. Слова типа: «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

    Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

    Игры и занятия во время адаптационного периода .

    1. Игры с тестом.

    2. Игра "Пластилиновые узоры

    3. Игра в прятки

    4. Разрывание бумаги

    5. Фотоальбом

    6. "Игры с ручками", игры с пальчиками

    7. "Солнышко и дождик".

    8. "Кто в кулачке? "

    9. "Иди ко мне"

    • Потешки.

    Рекомендации воспитателю в период адаптации детей к ДОУ.

     

    1.      Использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать).

    2.      предлагать ребёнку ложиться в постель с мягкой игрушкой.

    3.      по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребёнка мешочки с успокаивающими сборами трав.

    4.      рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном.

    5.      использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком.

    6.      создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

    Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребёнка

     

    Как вести себя с ребёнком:

    ·         Показать ребёнку его новый статус (он стал большим);

    ·         Не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;

    ·         Обратить внимание на положительный климат в семье;

    ·         Следует снизить нервно – психическую нагрузку;

    ·         Сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребёнка, специфике режимных моментов и т. д.;

    ·         При выраженных невротических реакций не посещать учреждение несколько дней.

    Как не надо себя вести:

    ·         Отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

    ·         Не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребёнка;

    ·         Препятствовать контактам с другими детьми;

    ·         Увеличивать нагрузку на нервную систему;

    ·         Одевать ребёнка не по сезону;

    ·         Конфликтовать дома, наказывать ребёнка за капризы.

    Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад:

    1.      Установите тесный контакт с работниками детского сада.

    2.      Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.

    3.      Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.

    4.      Сообщить воспитателям о привычках и склонностях ребёнка.

    5.      С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

    6.      Поддерживайте дома спокойную обстановку.

    7.      Не перегружайте ребёнка новой информацией.

    8.      Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.

    Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями:

    1.      Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.

    2.      Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.

    3.      Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.

    4.      Принесите в группу свою фотографию.

    5.      Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

    6.      Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.

    7.      После детского сада погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.

    8.      Устройте семейный праздник вечером.

    9.      Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.

    10.  Будьте терпеливы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения

    Доклад на тему: «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения» заслушивался на групповой консультации для родителей вновь поступающих в детский сад детейДоклад подготовила Ильина Т.М. по материал...

    Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения.

    Раскрывается понятие детской адаптации, ее суть и механизмы....

    Родительское собрание "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения"

    Сценарий родительского собрания во второй младшей группе...

    Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения (Рекомендации для родителей)

    Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения(Рекомендации для родителей)...

    Выступление на педагогическом совете "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения"

    Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, ...

    Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения

    Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно, поэтому тема адаптации детей особенно раннего возраста   к условиям дошкольного учреждения актуальна. В данной работ...

    Родительское собрание № 1 в младшей группе №3 тема: «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения»

    Родительское собрание № 1в младшей группе №3тема: «Адаптация детейк условиям дошкольного учреждения»Цель: установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив...