Деловая игра
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Материал для педагогов, родителей и учителей по подготовке детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра    «Подготовка ребенка к школе»

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

Определить факторы успешной адаптации ребенка к школе.

Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Как ваше настроение?

Вы получили листочки с определенным цветом, сядьте за столы, где лежит лист таково же цвета.

  • Желтый – у нас будут в роли «детей».
  • Зеленый – в роли «учителей». Каких ожидаете учеников и родителей?
  • Голубой — в роли «родителей». Чего вы ожидаете от учителей и школы?

Чего ждут от школы дети (отвечает команда дети), родители, учителя .  (Всех объединяет одно, чтобы ребенок был успешным.)

3.Сообщение темы и цели собрания.

- Чтобы ребенок хорошо учился и был успешным.

- А что для этого нужно?

- Вот на эту тему мы с вами и поговорим.

- Определим… факторы успешной адаптации ребенка к школе.

- Подумаем…как уберечь  детей от возможных трудностей

- Обсудим…как лучше подготовить ребенка к школе

Доклад «Что значит успешный ребенок»

Говоря про успешность детей родители, учителя и дети вкладывают свой смысл. Я предлагаю вам подготовить доклад на эту тему, заполнив пробелы в бланках  на ваших столах

Итак, успешность ученика – это не только показатель высоких результатов, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. И сейчас мы рассмотрим из каких критериев она складывается.  Что, по-вашему должно быть на первом месте для того, чтобы ребенок стал успешным? Правильно желание (Мотивация)

Упражнение «Обмен информацией»

У каждого на столах шпаргалки, которые команда должна изучить и поделиться со всеми.

Еще одним не менее важным качеством, которым должен обладать ребенок - логика

Игра «Логика»

Что такое логика – это процесс объединяющий все познавательные процессы, позволяющий делать выводы, быстро находить нестандартные пути решения проблем.

На ваших столах  задачи, которые необходимо решить.

Наличие у ребенка волевых качеств определяется понятием значений слов хочу и надо. Как развивать это качество расскажет наш эксперт.

Выступления эксперта

Мы предлагаем вам научить ребенка некому алгоритму действий

На ваших столах полоски с этапами. Ваша задача составить весь алгоритм по смыслу.

Самое главное здоровье (физическое развитие) которое определяется антропометрическими данными и основными движениями.

На доске карточки которые вам необходимо заполнить по очереди отправляя игроков из каждой команды.

2)  Антропометрические и биометрические показатели:

Рост. При поступлении в школу рост мальчика желательно должен равняться 122-126 см.Масса тела. При поступлении в школу вес ребенка должен быть в пределах 23-25 кг. Высота головы. Померьте высоту головы сына от подбородка до макушки. Этот показатель индивидуален, показательно его отношение к общему росту ребенка. Высота головы ребенка / рост ребенка = 1/6. Если показатель выше (например, 1/5), это свидетельствует о том, что ребенок физически еще не готов к школе. Смена зубов. К поступлению в первый класс у ребенка должно смениться на коренные как минимум два молочных зуба. Длина рук. Ребенок должен через голову доставать правой рукой до левого уха. Физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие).

Коммуникативная готовность

Умение договариваться не менее важно, а умеем ли договариваться мы, а мы проверим. У вас всех есть жетон, который вы получили при входе. Ваша задача собрать жетонов как можно больше. При этом аргументировать почему вам этот жетон нужен больше чем всем остальным.

Все ли у вас получилось, трудно ли это было. Что мешало.

Мелкая моторика

Одна из важнейших задач подготовки детей к школе – является подготовленная рука ребёнка.

Подготовку к последующему обучению письму необходимо начинать с развития силы руки, её ловкости, с формирования умения правильно удерживать орудие письма и последовательно менять тонус мускулатуры руки.

Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо.

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе – приучить руку к письму, научить держать ручку, координировать движения – тогда необходимы прописи… без букв. Такие, в которых требуется обводить узоры, палочки и закорючки. Отличная подготовка к школе (умение вести тетрадь, умение выполнять задание, усидчивость, и собственно умение вести ровную линию «от сих до сих», в том числе линии, необходимые в написании букв). Мы предлагаем вам несколько прописей, по

 Итог

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе.

6.Рефлексия

Х-хорошо

И-интересно

М-мешало

С-с собой возьм

Доклад «Что значит успешный ребенок»

Доклад для родителей

Успешный ребенок хочет ходить в школу и учиться потому, что_____________________ ____________________________________________________________________________

он редко болеет и поэтому_________________________________________,_____________ а еще нашел общий язык с учителем и одноклассниками и _____________________________________________________________________________

 Доклад для детей

Успешный ребенок

Получает хорошие отметки для того чтобы____________________________________, еще

имеет много друзей чтобы_________________________________

Доклад для учителей

Успешный ребенок имеет

  •  способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой;
  • способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки, то есть____________________________________________________________________
  • способность использовать полученные знания в жизни (как использовать)___________________________________________________
  • позитивную самооценку, считает себя_______________________________________
  • чувство благополучия, защищенности в семье и школе, потому, что задерганный ребенок_________________________________________________________________

Антропометрическая карточка

 

Количество коренных зубов__________________________________________________

Физические качества ________________________________________________________

Эксперт

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»

Конечно же, мама в данной ситуации не права. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные, где есть правила.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Например, ребенок играет в строительную игру. Его цель постройка замка. Попросите его рассказать, что нужно сделать, чтобы замок получился прочным и красивым, — это и будет планом действий. Если что-то у ребенка не получается, он будут много раз переделывать, пока не добьется результата, тем самым проявляется волевое усилие для достижения цели. В конце игры попросите его объяснить, что в постройке у него получилось, а что нет, — таким образом, он самостоятельно оценит результат своей работы.

Интеллектуальная готовность предполагает:

развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:  (должен уметь рассказать о себе)

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Без дефектов речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Упражнение «Алгоритм»

  •   поставить перед собой цель
  • принять решение о начале деятельности
  • наметить план действий
  • выполнить его, проявив определенные усилия
  • оценить результат своей деятельности
  • .
  • **********************************************
  • поставить перед собой цель
  • принять решение о начале деятельности
  • наметить план действий
  • выполнить его, проявив определенные усилия
  • оценить результат своей деятельности
  •  поставить перед собой цель
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий
  • выполнить его, проявив определенные усилия
  • оценить результат своей деятельности

Шпаргалка детей

Что это?

Мотивационная готовность -  наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Шпаргалка родителей

Какие могут быть причины нежелания?

Причиной нежелания идти в школу может быть  то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался

                                                        Шпаргалка учителей

Что же делать?

А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.

"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения  Деловая игра  способствует повышению интереса у педагогов к...

Деловая игра "Основы делового общения"

Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"

Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....

Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»

закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....

Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»

Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...