Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
консультация по теме

Наталья Николаевна Ермакова

Мастер - класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мастер-класс «Развитие сенсорных способностей

у детей раннего возраста».

В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие (цвет, форма, размер предметов и его свойства). На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто он будет овладевать новыми навыками в старшем возрасте.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в детстве. Чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. На этапе раннего детства  при ознакомлении со свойствами предметов особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Желательно, чтобы ребенка окружали разноцветные игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре, форме и т.п. Большое влияние в этом возрасте оказывает труд с природным материалом, игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Весь материал можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. Они способствуют согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий.

  1. Игры с родителями «Мозаика». Предложить родителям построить красную дорогу из 6-гранной мозаики, зайчика из набора геометрических фигур.
  2. «Шумелки и свистульки». Рассмотреть разные варианты шумелок. Выяснить, что это может быть, где и как можно использовать и услышать.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша (на прогулке, в ванной, за обедом, в игре и т.п.) С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки, красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. Эти манипуляции с предметом способствуют запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; яблоки красные, круглые и сладкие…

На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется качеством материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений.

  1. Практическая работа с природным материалом: с листьями – разобрать по цвету, форме, размеру, закрепить названия деревьев; камнями – выложить в порядке возрастания, отметить их свойства (шершавый, гладкий, твёрдый, холодный), посчитать до 5; ветки и рябиновая гроздь – закрепляем их свойства, применение.
  2. «Космический песок». Развитие мелкой моторики, закрепление цвета и свойств песка, удобство в использовании.
  3. «Сюрприз». В ёмкости, заполненной горохом (рисом, пшеном), спрятана игрушка. Нужно её найти.

В раннем детстве восприятие признаков объекта носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, их разнообразие в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

  1. «Игры с прищепками». Нужно добавить к знакомому объекту ( солнышко, заяц, цветок, туча, ствол и т.д.) недостающие предметы (капли, ветки, ушки, лучи, лепестки и т.п.)
  2. «Игры с резинками». Выложить на игровом поле из канц.резинок «Домик», а резинки для волос натянуть по образцу на свои пальчики.
  3. Дидактическая игра «Определи на ощупь». Нужно описать предмет, спрятанный под салфеткой, на ощупь (размер, форма, поверхность и т.п.)  

У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям (обследование и действия с предметом, опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом). Далее начинаются более сложные процессы, включается сравнение, анализ, обобщение, построение сложных связей и умозаключений. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

  1.     Дидактическая игра «Что лишнее?»
  2.     Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Итак, к трехлетнему возрасту начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры, направленной на формирование полноценного восприятия. Восприятие, которым занимались малыши в раннем возрасте, необходимо для дальнейшего развития познавательных способностей - воображения, запоминания и мышления. Недоработки этого периода могут отразиться на способности к обучению и будут заметны в начальной школе.

А главное, чтобы все эти игры проходили на позитиве, с хорошим настроением. Улыбайтесь чаще и любите своих детей. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, слу...

Открытый семинар для педагогов ВАО на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

В ноябре 2012 года я провела открытый семинар для педагогов ЦИПР ВАО по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста" . На семинаре были представлены цели, задачи работы нашего ЦИПР и ...

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия ...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

В данной статье рассказывается о том,как развить сенсорные способности у детей раннего возраста....