Статья: "Как научить ребенка любить читать".
статья по теме

     Наступает момент, когда ваш ребенок уже уверенно читает. Но есть ли у него желание читать? К сожалению, сегодня интерес к книге чаще всего вытесняется увлеченностью компьютерными играми и мультфильмами. При этом смотреть телевизор и играть в различные компьютерные игры ребенок начинает раньше, чем читать, а значит, и интерес к чтению формируется труднее: ему приходится бороться с ранее сформированными интересами к современным удовольствиям. Можно ли изменить эту ситуацию? Можно, если следовать достаточно простым в исполнении рекомендациям.

    Чтение должно соединяться только с удовольствием. Не заставляйте и не уговаривайте ребенка читать. Создайте такие условия, чтобы он сам захотел читать. Ведь трудно себе представить, что кто-либо из взрослых будет любить то, что не приносит удовольствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_lyubit_chitat.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Как научить ребенка любить  читать?».

     Наступает момент, когда ваш ребенок уже уверенно читает. Но есть ли у него желание читать? К сожалению, сегодня интерес к книге чаще всего вытесняется увлеченностью компьютерными играми и мультфильмами. При этом смотреть телевизор и играть в различные компьютерные игры ребенок начинает раньше, чем читать, а значит, и интерес к чтению формируется труднее: ему приходится бороться с ранее сформированными интересами к современным удовольствиям. Можно ли изменить эту ситуацию? Можно, если следовать достаточно простым в исполнении рекомендациям.

    Чтение должно соединяться только с удовольствием. Не заставляйте и не уговаривайте ребенка читать. Создайте такие условия, чтобы он сам захотел читать. Ведь трудно себе представить, что кто-либо из взрослых будет любить то, что не приносит удовольствие.

      При выборе книги для самостоятельного чтения ребенком обращайте внимание  на шрифт и иллюстрации. Ребенку значительно интереснее читать книгу, в которой много иллюстраций, т.к. это помогает осмыслить содержание прочитанного. Легче читать книги с крупными буквами, небольшим количеством текста на странице. Не забывайте и о сюжете книги: он должен быть доступен для понимания ребенком.

         Приучайте к чтению книг постепенно, начинайте это уже тогда, когда ребенок только начал овладевать навыком чтения, при чтении книг ему вслух. Например: вы читаете текст, а ребенок название глав, позже ребенок сможет прочитать реплики героев или читать по очереди с вами: строчку - вы, строчку - он.

        Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить. Пока ребенок купается в собственной славе от вашей похвалы, его можно попробовать взять, как говорится, «на слабо»: «А за Буратино можешь?». Увидите, он не откажется.

        Не прекращайте читать вслух, даже когда ребенок уже умеет это делать сам. Он может узнать много полезного из чтения вами более сложных книг, которые сам он еще прочитать не в силах. Кроме того, ребенок получит удовольствие от контакта с вами.

       При чтении ребенку обязательно входите в роли: говорите разными голосами, расставляйте логические акценты. На вашем примере ребенок будет учиться подключать к чтению свои эмоции.

         Можете преподносить чтение вслух, как награду. Если ребенок плохо себя ведет, предупредите его, что вы отмените вечернее чтение. Рейтинг чтения, таким образом, поднимется (а если за провинности наказывать ограничением просмотра телепередач или сеансов игры на компьютере, то вы поднимите рейтинг этих развлечений).

         Если привычка смотреть телевизор (сидеть за компьютером) стала для ребенка правилом, попробуйте с ней «посоревноваться». Например, посмотрев мультфильм, приобретите ребенку книгу, по мотивам которой создан этот мультик, прочитайте ее ребенку.  В следующий раз вы уже будете смотреть этот мультик вместе  с книгой, стараясь акцентировать внимание ребенка не на экране, а на веселой картинке из книжки.      После просмотра мультфильма и прочтения книги сравните вместе с ребенком их содержание. Обязательно сделайте акцент, что в книгах всегда интереснее и подробнее, чем показывают по телевизору.

     Используйте различные технические средства. Сейчас в продаже много книг, к текстам которых существуют аудиозаписи: у ребенка появляется возможность слушать профессионально озвученный текст и просматривать книгу. Можете и сами записать на аудиокассету самостоятельное чтение ребенка: дети с удовольствием слушают подобные аудиосказки в собственном исполнении. Помогают привить любовь к чтению и диафильмы – даже самого неусидчивого ребенка завораживают картинки на стене его комнаты.

        Детские книги всегда должны быть в зоне досягаемости ребенком, чтобы в любой момент он мог удовлетворить свой интерес к рассматриванию или прочтению книги. С самого раннего возраста прививайте культуру обращения с книгой: пресекайте рисование в книгах, бросание книг, приучайте класть книги на место, «иначе они обидятся и уйдут к другим детям».

    Читайте сами! Искушайте ребенка чтением. Читая про себя взрослые книги позволяйте себе эмоционально реагировать на содержание: можете смеяться, восклицать «Вот это да!», или расстроится со вздохом «Ну вот, я так и знал!»

Регулярно находите время для занятий чтением с ребенком. Даже когда вы очень загружены.  Например, предложите ребенку продолжить читать сказку, которую вы начали читать вчера: ведь так хочется узнать, что там было дальше, а сами вы заняты приготовлением ужина и почитать вслух сейчас не можете. Возьмите за правило: на просьбы «помоги» и «поиграй», взрослый может и не реагировать, а просьба «давай вместе почитаем» удовлетворяется всегда!

     Если вы хотите научить ребенка любить читать, то:

  • Сопрягайте чтение только с удовольствием, не принуждайте  ребенка к чтению!
  • Всегда хвалите ребенка за самостоятельное чтение.
  • Регулярно находите время для занятий чтением, даже когда вы очень заняты, это возможно.
  • Внимательно подходите к выбору книги для самостоятельного чтения. Имеют значение: содержание, иллюстрации, шрифт.
  • Как можно раньше приучайте к чтению книг: сначала ребенку по силам прочитать название главы в книге, которую вы ему читаете вслух, а позже он сможет читать с вами по очереди.
  • Преподносите чтение вслух как награду!
  • Сравнивайте мультики и книги в пользу последних.
  • Не прекращайте читать вслух, даже когда ребенок уже умеет читать сам.
  • Вспомните о технических средствах: аудиозаписи и диафильмы помогают привить интерес к чтению.
  • Прививайте культуру обращения с книгой.
  • Читайте сами!

Список литературы:

  1. Андриевская З.Н. Уроки для родителей: Как подготовить ребенка к школе: Пособие для родителей, воспитателей, учителей. – М.:АРКТИ, 2005.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука: Рабочий альбом. В 3-х частях. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  3. Буквы и слоги: тетрадь дошкольника по обучению грамоте. Сост. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002
  4. Веселая азбука: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей/ Сост. Л.Е.Стрельцова. – М.: Просвещение.1994
  5. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, Е. Изд-во ЛИТУР, 2006
  6. Жукова О.С. Букварь. – М.: ЗАО «ОЛМА» Медиа Групп», 2006
  7. Кирьянова Р.А. 70 игр для обучения чтению: Рабочая тетрадь – СПб, КАРО, 2005
  8. Корнев А.Н. Авторский букварь: Методические рекомендации для обучения чтению детей группы риска по дислексии 6-7 лет и здоровых детей 5-6 лет. В 2-х частях. -  СПб: Учебный центр «Престо», 2000
  9. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать: методическое руководство. Наглядное пособие. – СПб, «Паритет», 2001
  10. Крупенчук О.И. Учим буквы. – СПб., Издательский Дом «Литера», 2004
  11. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – СПб: фирма «Стройлеспечать», 1995
  12. Никифорова Л.М., Буйко В.И. Логопедическая азбука. – Екатербург: Изд-во «Литур», 2005.
  13. Торшенко Е.В., Малявина Л.В., Самусенко С.В. Живая азбука. – СПб: Издательство «Стаил», 1996
  14. Тумаланова Ю.В. Обучение детей 5-6 лет чтению: Методическое пособие. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1997
  15. Фросин В.Н. и др. Русская азбука-зарядка: Оздоровительно-познавательное пособие, часть 2. – Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Как научить ребенка любить читать"

Памятка для родителей "Как научить ребенка любить читать"     Воспитатель: Попова Т.А.       Как научить ребенка любить читатьКниги - с...

«Как научить ребенка любить читать».

Консультация для родителей...

консультация для родителей :" Как научить ребенка любить читать"

Советы  для родителей подготовительной группы...

Как научить ребенка любить читать?

Многие родители будующих первоклашек стремятся к тому,чтобы перед поступлением в первый класс научить своего малыша не только буквам,но и чтению.Опасность состоит в том,что в результате ребята читают ...

Как научить ребенка любить читать

памятки для родителей...

Памятка для родителей. Как научить ребенка любить читать

Книги - самые лучшие друзья человека. Чтение помогает расширить кругозор и способствует развитию вашего ребенка. Однако, принимая во внимание огромное количество развлекательных средств, таких как тел...