"Поговорим о Леворукости"
статья на тему

Завьялова Ольга Николаевна

Консультация на тему: леворукость у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_o_levorukosti.doc566 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Завьялова О. Н.

Санкт-Петербург 2018

Леворукие люди – в настоящее время это не редкость. Да и вообще, если верить ученым, то все наши далекие прародители были левшами, и только с развитием цивилизации общество стало в большинстве своем праворуким.

Получается, что со временем человек из природного существа превратился в дитя прогресса. При этом праворукость стала общепринятой нормой, а левшей стали воспринимать как аномалию. В определенные исторические периоды в разных странах праворукость чуть ли не возносили на пьедестал, а с левшами боролись разными способами.

Вопрос: В чем отличие левшей от правшей?

На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно - образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Вопрос: Существует ли предрасположенность к леворукости?

Предрасположенность к леворукости, по мнению ученых, является врожденной. А некоторые исследователи считают, что причиной такого явления могут быть родовые травмы или проблемы во время беременности.

Вопрос: Во сколько лет происходит окончательный выбор ребенком ведущей руки?

Леворукость до 3-4 лет  практически никак не проявляется. Дело в том, что в это время полушария мозга у ребенка работают почти автономно, а затем сила того или иного полушария начинает сначала незначительно, а потом более выраженно проявляться. Развитию мозга ребенка во многом способствует окружающая его среда, насыщенная разнообразными впечатлениями.

В семьях, где с детьми много занимаются и следят за их развитием, выбор ведущей руки происходит гораздо раньше, нежели у детей, предоставленных самим себе. У последней категории выбор происходит непосредственно в 7 лет, когда дети идут в школу.

Наиболее сложным периодом «борьбы» между полушариями является возраст 8–10 лет. В этот период взрослым вмешиваться уже не стоит, это может привести к неблагоприятным психологическим последствиям – например, к серьезным неврозам. Даже если вам не нравится, что ребенок пишет и ест левой, а не правой рукой, не стоит на него давить. Нужно запастись терпением и принимать малыша таким, какой он есть, оказывая ему всяческую помощь и поддержку.

Вопрос:  Можно поподробнее: в какой период развития ребенка можно окончательно понять «левша» он или «правша»?

Конечно же впервые проблема выбора возникает в детстве, и решается она довольно сложным образом, в несколько этапов. В возрасте 12 недель младенцы обычно владеют обеими руками одинаково хорошо. Через четыре недели они начинают отдавать предпочтение левой руке, ещё через восемь недель снова используют обе руки. В возрасте 28 недель они начинают пользоваться преимущественно правой рукой. Достигнув возраста 32 недель, они вновь возвращаются к билатеральности. Проходит четыре недели — и всё меняется: большая часть младенцев пользуется теперь в основном левой рукой. Между сороковой и сорок четвёртой неделями преимущество опять получает правая рука. В возрасте 48 недель часть младенцев решает, что

главная рука — левая, а между пятьдесят второй и пятьдесят шестой неделями правая рука выигрывает битву за доминирование

Но выигрывает временно: маятник продолжает раскачиваться. В возрасте 80 недель правая рука снова терпит поражение, и дети пользуются обеими руками. Когда ребенку исполняется два года, он возвращается к праворукости; между двумя с половиной и тремя с половиной годами его руки опять равноправны. Лишь когда ребенку исполняется четыре года, он начинает отдавать предпочтение какой-то одной руке. С возрастом это предпочтение проявляется всё более ясно, наконец, в возрасте восьми лет ребёнок окончательно определяется и становится либо правшой, либо левшой.

 Малышу крайне важно самому определиться с предпочтением руки. Удел же родителей, если они заботятся о психическом здоровье своего ребёнка, проявить терпение.

Вопрос: Что надо знать о леворукости ребенка?

Родители должны быть очень внимательны в определении ведущей руки ребенка. Наблюдая за играми своего ребенка, необходимо определить, какая рука выполняет ведущую функцию, и какая рука - вспомогательную функцию.

Бывает и так, что ребенка еще до школы переучат или пытаются переучить, а потом это выливается в трудности с обучением.

Многие родители хотят и даже требуют переучивания ребенка. Как правило, это заканчивается нервно-психическим срывом. В первую очередь нервно-психический срыв связан с письмом.

Родители должны помнить, что чаще всего леворукие дети более возбудимы и эмоциональны, у них чаще проявляется неусидчивость и утомляемость.

Если родители считают, что переучивать ребенка необходимо, то они должны знать, чем это может обернуться для здоровья своего ребенка. А это может быть: нарушение сна и аппетита, головные боли и спазмы в животе, страхи, энурез, заикание и тики, двигательная неусидчивость или заторможенность.

Вопрос: Ребенку, который большую часть «одноруких »действий(еда, игрушки-каталки, ходьба за ручку и т.д.)делает левой рукой, нужно объяснять про то, что надо ложку взять в правую руку. Или пусть делает как нравится?

У левшей ведущее правое полушарие головного мозга – правое, а у правшей наоборот, левое. Поэтому переучивание не рекомендуется. Можно лишь подбирать игрушки, стимулирующие развитие координации двух рук.

Вопрос: А можно пример какой-нибудь такой игрушки?

Любая игрушка, требующая для игры одной рукой держать, другой что-то делать.

Вопрос: Какие проблемы  есть у левшей?

Физические неудобства, как проблемы левшей в «праворуком» мире – это только та самая первая проблема, которая лежит на поверхности и очевидна своей дискриминационной сутью. Но ведь если разобраться, то и область знаний, с тем как подаётся информация в удобном для правшей формате, тоже создаёт проблемы леворуким.

Вся проблема в том, что правши способны воспринимать пространство неоднородным, в то время как для левши пространство однородно. Например, правша легко запоминает направление чтения и счёта слева направо, оглядывает страницу сверху вниз. У левши же пространство не имеет направлений и в их мире любую букву и цифру они могут поворачивать в любую сторону и не только зеркально, но и вверх ногами.

Левшам, чтобы заметить разницу между написанием «ДЯДЯ» и «ЯДЯД», надо приложить усилия, сосредоточиться и тем самым осуществить насилие над собственной природой. Зеркальное написание букв, встречается практически у всех детей, так как писать они учатся тогда, когда их полушария всё ещё «выясняют отношение». Но только дети – левши так систематически «зеркалят».

Когда же в школе учитель начальных классов заметит, что кто-то из учеников упорно «зеркалит», то стоит обсудить с родителями эту проблему и выяснить: нет ли у такого ребёнка сбоя в формировании взаимодействий полушарий. И той ли рукой он стал писать?

Неопределённости в восприятии пространственных отношений создают для левши те сложности, когда им подчас с трудом удаётся разобраться: что из чего надо вычитать, что значит «больше, чем» в условии задачи или как понимать географическую карту и часы со стрелками.

Если маленькие правши, определённые действия и их последовательность усваивают автоматически, просто подражая взрослым, то от левши те же действия требуют осмысления и приспособления. Им приходится всякий раз в таких ситуациях придумывать себе варианты запоминания и проверки написания букв и слов, настойчиво и упорно работать над решением своих учебных проблем. И поэтому многие учителя начальных классов отзываются о левшах, кок о детях, которые не по возрасту умны и развиты.

Но в то же время все эти усилия требуют от маленьких левшей значительно больше не только времени, но и сил, чем автоматизированные действия у правшей. Поэтому установлено, что левши (и амбидекстеры) отличаются повышенной утомляемостью, более хрупким здоровьем и трудностями при переключении с одной деятельности на другую.

Вопрос: Существует ли какая-нибудь диагностика для раннего выявления леворукости? И к кому тогда надо обратиться?

 Диагностика леворукости обычно не представляет затруднений. Часто родители самостоятельно определяют данную особенность у ребенка, наблюдая за его ежедневными действиями (Особенность проявляется с раннего детства, дошкольного возраста: левой рукой ребенок берет ложку, карандаш, игрушки, машет при прощании, опирается при вставании, преодолении препятствий. А вот у школьников проявляется: феномен зеркальных движений, затруднения пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировки «право-лево», формирования навыков письма, счета, чтения).

Причиной обращения к специалистам становятся сопутствующие трудности развития речи, школьного обучения. Профессиональной диагностикой занимается врач-невролог. Диагностика проводится методом функциональных проб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Леворукость, как уникальность. Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с леворуким ребёнком дошкольного возраста и его адаптация к школе»

Эта презентация была использована мною на аттестации на 1 квалификационную категорию. Надеюсь, что Вам она тоже понравится...

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...

Леворукий ребенок Леворукие в праворуком мире (буклет)

Леворукие в праворуком миреПочти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но и...

Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними

Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...

Консультация для родителей на тему: « Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: -зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия; -зрительной памяти; -наглядно - образного мышлен...

Стратегии профилактики и коррекции дислексии у леворуких детей. Особенности речевого развития устной речи у леворуких детей.

Леворукость ребенка отражает сложившуюся систему работы полушарий головного мозга. Принудительное изменение доминирующей руки ведет к нежелательным последствиям. Часто переученные дети имеют склонност...