Памятки для родителей по учету типов темперамента при организации самостоятельной игры ребенка
консультация на тему

Еракова Татьяна Николаевна

Есть классификация типов темперамента, разработанная Д. Крейси, позволяющая определить предпочитаемый для развития ребенка вид деятельности. Она опирается на пары типологических черт, проявляющихся в поведении детей: экстраверсия — интроверсия, здравомыслие — интуиция, размышление — переживание, рассудительность — импульсивность. Их сочетания характеризуют активность и темперамент детей. Приведем примеры учета типов темперамента при организации самостоятельной игры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_dlya_rod_pri_organ_igry.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к созданию игровой среды в домашних условиях

Памятки для родителей

по учету типов темперамента

при организации самостоятельной игры ребенка.

Есть классификация типов темперамента, разработанная Д. Крейси, позволяющая определить предпочитаемый для развития ребенка вид деятельности. Она опирается на пары типологических черт, проявляющихся в поведении детей: экстраверсия — интроверсия, здравомыслие — интуиция, размышление — переживание, рассудительность — импульсивность. Их сочетания характеризуют активность и темперамент детей.

Приведем примеры учета типов темперамента при организации самостоятельной игры детей.

Сочетание Здравомыслия и Импульсивности. Очень активный и живой ребенок, у которого выражена потребность в действии и свободе, ориентированный на сиюминутность, спонтанность и удовольствие как стиль жизни.

Его родителям рекомендуется:

  • постоянно обновлять игровую среду, привлекать ребенка к участию в ее изменении (при этом нельзя, чтобы в его поле зрения было много игрушек сразу — это приведет к быстрому угасании интереса к ним);
  • создавать воображаемую ситуацию при манипулировании предметами и игрушками и обыгрывать среду (например: «Давай играть в спасателей? Как будто мы строим дорогу для поезда, который сошел с рельсов»);
  • давать детям возможность придумать в игре новый способ выполнения игрового задания («А как сделать по-другому? Как можно сделать еще? Что нам для этого понадобится?» и т.д.). Обращать внимание не столько на проговаривание действий, сколько на их осуществление на практике. Сказал — пусть делает. При этом давать задания на развитие пространственно-временных ориентировок и обогащение вариантов действий в связи с этим (через изменение пространственного расположения предметов, добавление деталей или «изъятие лишнего»);
  • вносить игровой персонаж, вводить правила поведения от его лица, так как сам ребенок не любит ни выполнять правила, ни слушать взрослых, которые их устанавливают. Если ребенок нарушает правила, эффективным окажется прием «Пальчик сердится»: игрушка-напальчник, поворачиваясь, меняет свое лицо с веселого и улыбающегося на грустное или сердитое. Сделать такую игрушку можно из старой перчатки;
  • не стоит долго рассказывать, как плохо ребенок поступает, оставляя за собой беспорядок из игрушек и результатов творчества. Нужно приучать убирать за собой игрушки, подключаясь к их уборке вместе с ним и ориентируя на результат: «Смотри, как чисто и быстро мы все убрали — теперь можно идти кушать»;
  • предпочтение детьми игр-забав и подвижных игр предполагает введение динамических сюжетов по типу игр-путешествий и приключений и для других видов деятельности. В рамках таких игр-приключений ребенок будет готов и заниматься и трудиться (между тем в обычном состоянии он не стремится заниматься долго одной деятельностью, тем более спокойной и однообразной);
  • использовать соревновательные ситуации и спортивные игры, позволяющие выплеснуть неуемную двигательную активность ребенка и эмоционально «разрядиться». Даже если он не проявляет интереса к деятельности, его можно включить в нее, если предложить выполнить «наперегонки»;
  • учить ребенка соблюдать правила безопасности жизнедеятельности: прогнозировать, что будет дальше, соотносить свои желания и возможности («Лужа маленькая — можно перепрыгнуть, большая —не получится, так как нет места для разгона» и т.д.), уметь прибегать к помощи взрослого или самостраховке, давать оценку своим действиям  и результатам.

Сочетание Здравомыслия и Рассудительности. Адаптивный, старательный, ответственный и исполнительный ребенок, очень чувствительный к нестабильности и нуждающийся в надежности и порядке, в традициях общения.

Его родителям рекомендуется:

  • •        до игры провести экскурсию или наблюдение, организовать обсуждение  увиденного природного или общественного явления. Для ребенка важно быть вовлеченным в эмоциональное комментирование происходящего вокруг со стороны взрослого;
  • приглашать в игру ласково, спокойно, заинтересовать доброжелательной эмоциональной атмосферой. Проявить интерес к желаниям и переживаниям ребенка;
  • в начале игры обговорить сюжет, помочь создать воображаемую ситуацию, используя комментирующую и планирующую речь, эмоциональные вопросы. По ходу игры уточнять действия ребенка, предлагая ему объяснить смысл игровой ситуации;
  • игры можно использовать как средство, облегчающее адаптацию ребенка. При этом ему предлагается обыгрывать разные ситуации общения с людьми и обращать внимание на самую оптимальную из них. Потом предлагать использовать ее, например, при общении в детском саду с детьми;
  • вносить в игру образные игрушки — аккуратные и красивые, выполненные в соответствии с эстетическими требованиями, — и показывать, как их можно обыгрывать, разговаривать с ними. Можно подключить ребенка к созданию таких игрушек (например, «зайчика» на пальчик и т.д.)
  • обыгрывая игрушку, показать алгоритм действий с ней и научить эмоциональному отношению к игрушке, к выполнению ролевых действий с ней. Затем, после проигрывания сюжета, предложить поменяться ролями и обязательно выразить одобрение его действиям, Этот же прием рекомендуется использовать, если родитель не может объяснить для себя поведение ребенка в той или иной ситуации: достаточно предложить поменяться «местами» (ролями): «Давай теперь ты — мама, а я — дочка, которая не хочет кушать и капризничает! Что ты будешь делать, как мама?» — ребенок сам найдет оптимальный выход из ситуации, остается им только воспользоваться;
  • надо быть осторожным при нарушении привычной логики игры и введении в игру нового персонажа, так как такие дети очень чувствительны к переменам, что может дезорганизовать их деятельность. У них должны быть любимые старые игрушки — не выбрасывайте их. Вы станете виновником утраты друга — ребенок запомнит это и будет долго переживать, обижаясь на вас;
  • при организации игрового взаимодействия с детским коллективом важно помнить, что проще привлечь к нему внимание других детей, попросить более активных и доброжелательно настроенных ребят вовлечь ребенка в игру и поддержать его, чем заставить его самого организовать игровое взаимодействие. Этому нужно специально учить;
  • игра должна иметь логичное завершение, не может оставаться незаконченной — нужно заранее предупреждать ребенка о том, что через 10—15 мин пора заканчивать;
  • в завершение игры нужно не забыть похвалить ребенка, выразить одобрение его действиям.

Сочетание Интуиции и Переживания. Общительный, обаятельный, чувствительный и ранимый ребенок, с хорошо развитым воображением и литературными способностями.

Его родителям рекомендуется:

  • ваш ребенок — эмоциональный лидер, который не стремится к такому лидерству. Для него важнее, что другим людям хорошо рядом с ним, чем удовлетворение его потребностей, в том числе игровых;
  • уметь создавать яркую воображаемую ситуацию, эмоционально вовлекая в нее ребенка. Сама игра должна быть эмоционально насыщенной, давать простор детской фантазии. Однако родителям не нужно забывать, что ребенок здесь — главный: не нужно комментировать игровые ситуации за него. Достаточно задать наводящий вопрос, например, по дороге в «магазин»: «Как ты считаешь, сегодня у продавщицы будет хорошее или плохое настроение?» и т.д.;
  • использовать предметы-заместители и игры с «одушевленными» - образными — игрушками. Ваш малыш особо трепетно к ним относится. При этом игрушка для ребенка является настоящим другом:  он привязывается к ней и привыкает делиться своими переживаниями. Она помогает ребенку адаптироваться ко многим ситуациям, если он берет ее с собой в детский сад или в путешествие;
  • постепенно вводить новые персонажи в игру — такой ребенок играет  с большим интересом, если игра многоперсонажная. Вариант разнообразия таких игр возникает также тогда, когда элементы кукольного театра гармонично сосуществуют с элементами драматического (когда ребенок играет роль сам);
  • использовать экспрессивные оценочные высказывания, выражающие поощрение, опережающую поддержку и эмоциональное одобрение действиям ребенка. Необходимо также уточнять егоотношение к тому или иному персонажу;
  • использовать отношение ребенка к тому или иному литературному персонажу, ввести специальные игровые обучающие ситуации с куклами — персонажами сказок. Опираясь на их «литературную биографию», можно с успехом активизировать познавательную деятельность ребенка и решить развивающие, обучающие и воспитательные задачи;
  • для развития способностей ребенка рекомендуется использовать сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-драматизации, которые могут иметь продолжение;
  • в играх такой ребенок заново переживает проблемные ситуации, способен их проанализировать с другой точки зрения и выработать алгоритм их решения при помощи взрослого. Обыгрывание ситуаций общения детей в группе позволит родителю и педагогу определить особенности взаимоотношения такого ребенка со сверстниками  и нащупать проблемные места;
  • ребенок, действуя от лица игрового персонажа, способен справиться с проблемами, которые для него неразрешимы в жизни. Это особенно важно для детей, склонных к «самокопанию» и самообвинению. Поэтому совместная игра с близким человеком, в которой ребенок проигрывает беспокоящие его события («Давай поиграем в то, как вы сегодня поссорились на прогулке», «Сыграй, как на тебя обиделась Даша» и т.д.), помогает ребенку «эмоционально разгрузить» ситуацию.

Сочетание Интуиции и Размышления. Серьезный и независимы ребенок-исследователь, стремящийся к тому, чтобы все знать, понимать уметь объяснять, контролировать и всем управлять.

Его родителям рекомендуется:

  • ваш ребенок предпочитает спокойные игры, бережно относит ся к игрушкам, поэтому делится ими только в том случае, если уверен что их вернут обратно;
  • вовлечь ребенка в игру может предметно-практическая деятель ность с игрушками, которая носит экспериментальный характер («Чтс это? Что с ним можно делать? Почему он такой? Что будет, если?..»)

в играх уступать ребенку главную роль, используя косвенны» методы руководства (при наличии игрового материала игрова: задача формулируется не прямо, а косвенно: «кукла хочет спать»

др.);

  • общение ребенка и взрослого должно быть направлено на от ражение в игре обнаруженных свойств игрушки и поиск альтерна тивы игровым действиям;
  • в развивающих целях полезно моделировать игровые обучаю щие ситуации с использованием игрушек-аналогов, позволяющи сопоставить живой объект с его игрушечным изображением по внеш нему облику и способу функционирования (поведения), а такж игры-путешествия. Ребенка могут заинтересовать задачи смастерит самодельный фотоаппарат или кинокамеру, сделать макет подзор ной трубы и бинокля («оптические приборы») и т.д. Родител] должны помнить, что эти игрушки потом нужно обыграть в мар шруте «путешественника», чтобы деятельность ребенка не осталас: незаконченной;
  • в свободное время предпочтение можно отдавать играм позна вательного плана (дидактические настольно-печатные игры, голо воломки и т.д.) и конструктивным играм. Такой ребенок увлека ется самим процессом постройки — это нужно использовать дл вовлечения в строительные игры и обучения способам творчески действий в процессе развертывания игрового сюжета (добавлении или изъятию «лишнего», пространственному смещению и т.д.);

•        особый интерес у детей вызовут режиссерские игры, созданные на основе игровых макетов руками ребенка и взрослого, по следам прочитанных литературных произведений. При этом ребенок не принимает на себя конкретной роли, но придумывает разные сюжетные линии, оперируя предметами и игрушками и «действуя словом» (за всех персонажей, с точки зрения каждого героя, проговаривая реплики всех действующих лиц), т.е. ребенок совмещает в своем лице одновременно несколько позиций — режиссера, драматурга, актера. Это учит его смотреть на события с разных позиций, мысленноставя себя на место каждого персонажа. Это очень важно для ребенка данного типа темперамента, так как ему свойственна некоторая эмоциональная холодность и отстраненность от переживаний других людей;

•        игра нужна ребенку для подтверждения, что созданная им картина мира верна и что у него есть единомышленники. Поэтому у него имеются проблемы с участием в коллективных играх с правилами: он будет участвовать в них только в том случае, если согласен с правилами и если он сам — организатор. В связи с этим нужно учить ребенка вступать в игровой контакт, договариваться, учитывать мнение других и регулировать конфликтные ситуации. Вплоть до того, что нужно учить проигрывать: «В игре важна не победа, а не участие».

Коротко обобщим особенности игрового поведения детей разных типов темперамента.

Первый тип. Любит активные и подвижные игры, манипулирование предметами. Действует с ними неаккуратно, все время ломает и бросает ради новых. Требуется большое пространство для их освоения.

Второй тип. Любит мастерить игрушки своими руками, обыгрывать их вместе  со взрослым или самостоятельно, заниматься и наводить порядок в игровом уголке.

Третий тип. Любит коммуникативные игры, фантазирование и сочинение историй и  их обыгрывание в сюжетно-ролевой игре, обожает «одушевленные игрушки».

Четвертый тип. Любит опыты и экспериментирование, конструировать и коллекционировать , поэтому его игры зачастую принимают характер режиссерских.

Если же идет речь идет о том, что, даже зная игровые предпочтения сына или дочери, родители не понимают, как занять ребенка, можно предложить им  следующий прием (Л. Шапиро).

«Коробка идей»

Нужно сделать красивую коробочку. В нее положить 21 карточку, на оборотах которых написать один из видов детских занятий. Например:

  • первые 7 — занятия, связанные с игрой (поиграй в мыльные пузыри, наряди кукол, «приготовь обед», устрой «зоопарк» из мягких игрушек, поиграй в «больницу для зверей», напиши письмо «понарошку» и потом сыграй в почтальона, собери «чемодан» и по играй «в путешественника» и т.д.);
  • следующие 7 — связанные с лепкой, рисованием и аппликацией, конструированием (собери картинку из пазлов, вылепи из пластилин цыплят и петушка, сделай шкатулку для сокровищ, обведи на бумаге пальцы рук и ног, порисуй пальцами жидкой гуашью, построй дом из кубиков, построй крепость из подушек, налепи пирожков из глины и пластилина и угости кукол, слепи квартирку для игрушек из киндер-сюрпризов и т.д.);
  • еще 7 — музыкальные и подвижные игры (поиграй на музыкальных инструментах в такт музыке, в прятки, догонялки, попрыгай со скакалкой и т.д.).

К перечислению любимых игр можно привлечь самого ребенка. Когда ему станет скучно, пусть вытащит наугад три карточки и выберет любую из них. Играть может сам, а вы просто будете где-нибудь неподалеку, чтобы одобрить его действия или включиться в игру вместе с ним, когда освободитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

круглый стол с родителями дошкольников на тему "Организация самостоятельной игры дошкольника"

quot;Организация самостоятельной игры дошкольника".1. Изначально установить проблему, с которой сталкиваются родители.2.Мозговой штурм с обсуждением проблемных ситуаций,и исходя из положит...

3 правила для организации самостоятельной игры ребенка

Как научить ребенка играть самостоятельно...

Организация самостоятельной деятельности ребенка в центре речевого развития

Организациясамостоятельной деятельности  ребенкав центре речевого развития...

организация самостоятельной деятельности ребенка

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА....

Организация самостоятельной деятельности ребенка и взрослого дома

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»Старший дошкольный возраст...