Развитие мелкой и общей моторики рук
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Елена Анатольевна Сторчак

В данной статье раскрывается актуальность проблемы развития мелкой и общей моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20_dekabrya.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Издавна существуют такие высказывания как «рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца». Случайно ли внимание человека к своим рукам? Несомненно, нет. С самых первых минут жизни малыша и до последних минут жизни человека его руки постоянно находятся в движении, постоянно работают. Всю жизнь человек идет к самопознанию и саморазвитию. И руки играют в этом процессе немаловажную роль. Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Еще в Древнем Китае люди отметили, что развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием умственных способностей. Они полагали, что, делая особые упражнения для пальцев и массируя на руках определенные точки, можно привести тело и разум в гармонию. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма – как на отдельных органах, так и на их системах. Но, не только восточные мудрецы знали  о чудесных свойствах мелкой моторики.

 Наши отечественные физиологи подтверждают  связь развития рук с развитием мозга человека.  Владимир Михайлович  Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Педагог Василий Александрович Сухомлинский писал:  «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 

Так что же такое моторика?

Моторика (от латинского motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов.

Стоит заметить, что под моторикой понимают не просто движение, а последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста.         

           Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста, то в дальнейшем у них возникнут трудности общения с окружающими. Закомплексованность ребёнка будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

Что же характерно для детей с нарушениями речи?

Для детей с речевыми нарушениями характерно нарушение общей и мелкой моторики. Одни дети гиперактивны, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, органов артикуляции, мимики, общей и мелкой моторики. У детей нарушается не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие многих психических процессов. Так, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой, логической памяти, страдает продуктивность запоминания.

Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, которые доступны их возрасту, эти дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны - агрессивность, чрезмерная расторможенность.

Двигательные нарушения – составная часть ведущего дефекта, определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект, они могут быть первичными и вторичными.

Необходимо построить работу так, чтобы справиться с трудностями. Для этого следует научить ребенка основным видам движений. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения на все виды мышц. При этом необходимо вводить речевой материал в самых разнообразных формах. Введение слова, особенно в стихотворной форме, облегчает  овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движений.

Таким образом, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Двигательная активность обеспечивает своеобразный отдых ребенку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно – психическое состояние.

Мелкая и общая моторика развиваются параллельно, так как многие действия требуют координации обоих видов двигательной активности.

Мелкая моторика — это движения, осуществляемые мелкими мышцами человеческого тела, способность выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, завязывание узлов, игра на музыкальных инструментах и так далее.

Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для общей моторики. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос развития мелкой и общей моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека упражнений по развитию мелкой и общей моторики

в картотеке расписаны пальчиковые упражнения и упражнения для координации речи с движением по лексическим темам для средней группы детского сада....

Система развития по развитию мелкой и общей моторики в средней и старшей группе

Цель  и  задачи Развивать координацию и равновесие; Развивать точность и координацию движений руки, гибкость рук, ритмичность; Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей рук; ...

Опыт работы по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов): C середины 80-х годов доказано известен тот факт, что развитие мелких мышц пальцев руки стимулирует развитие определенных зон го...

Влияние развитие мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

«Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»

Тема: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста» На 2015-2016 учебный год Группа раннего возраста Образовательная область: сенсомоторное и речево...