Виды насилия и их последствия
консультация на тему

Лохова Наталья Ивановна

Памятка для родителей о том, как уберечь детей от насилия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_nasiliya_i_ih_posledstviya.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Виды насилия и их последствия

    Понятия «насилие» и «жестокое обращение с ребенком» можно определить как:

 Над ребенком совершено насилие, если:

  • его истязали,
  • ему нанесли побои,
  • его здоровью причинили вред,
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

Ребенка запугивали, если: 

  • ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,
  • использовали для запугивания свой рост, возраст,
  • на него кричали,
  • угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

  • религиозной организации,
  • суда,
  • милиции,
  • школы,
  • спецшколы для детей,
  • приюта,
  • родственников,
  • психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию:

  • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • используют его в качестве доверенного лица,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги.
  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

  • угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),
  • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко, если:

  • используют свои привилегии,
  • обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,
  • отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе,
  • о посещениях его родителями, опекунами,
  • ребенка перебивают во время разговора.

памятка для родителей о том, как уберечь своих детей от насилия

Как помочь детям, чтобы они почувствовали себя защищенными, сильными и свободными?

Сегодня большинство родителей очень часто и по-разному поводу испытывают страх за своих детей. Чтобы помочь детям избежать насилия, родители должны обратить свой страх в действие. В данном случае от них требуется беседовать со своими детьми. Родители должны начать разговаривать с детьми о насилии с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей.

Многие родители страшатся, когда им предлагают говорить с детьми о насилии. Мамы и папы беспокоятся о том, что вместо того, чтобы помочь детям справиться с насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия то есть, фактически навредят им.

Хотя этот страх можно понять, совсем не значит, что он обоснован. Существует множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми, даже с малышами, чтобы они почувствовали себя защищенными и более уверенными в себе, вместо того, чтобы напугать их и лишить доверия.

Когда и где?

        Важно найти подходящее место и время, чтобы поговорить с детьми о насилии и о том, как его предупредить. Иногда родители слышат устрашающие сообщения в новостях и, подогреваемые собственным страхом, принимают самое серьезное выражение лица и зовут детей на беседу. Хотя это не всегда приносит вред, но это не самый лучший способ помочь детям овладеть стратегией предупреждения насилия.

        Говорить о предупреждении насилия можно, используя ситуации, в которых мы оказываемся ежедневно. Воспитатели называют такие ситуации «подходящими моментами». Для обсуждения темы насилия родители могут начать со своими детьми краткие и многообещающие беседы, используя мультфильмы и другие детские телевизионные программы. Когда какого-нибудь из героев мультфильма бьют или в другой программе показывают пострадавшего ребенка, родители могут во время рекламной паузы обсудить с детьми увиденное. Обратите внимание своего ребенка на то, что бить детей нельзя, что дети имеют право быть защищенными и что взрослые или другие люди не имеют права обижать их. Это - первый урок, который должны усвоить дети.

Ситуации, когда детей запугивают в школе или в районе учебы и проживания, или рассказы, которые читают дети, также можно использовать для обсуждения того, как избежать подобного. По мере взросления дети начинают выходить из дома без сопровождения взрослых, и в этой ситуации нужно усилить навыки безопасности. Когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы кататься на велосипеде или ходить одному в библиотеку, у родителей появляется прекрасная возможность пересмотреть стратегии предотвращения насилия.

Как найти подходящие слова?

Родителей может также беспокоить, что им приходится использовать серьезные и пугающие выражения при обсуждении навыков безопасности. На самом деле нужно действовать наоборот. Слова подбираются, исходя из "низкой доли страха" в них. Например, разговор о том, как остаться в безопасности, пугает значительно меньше, чем разговор о встрече с незнакомым человеком. Вместо слов "изнасилование", "сексуальное насилие" лучше использовать слова "безопасное и небезопасное прикосновение", причем они охватывают не одно, а несколько насильственных действий.

Прежде чем начать беседу с детьми, родители должны договориться между собой о том, какие слова использовать в разговоре с детьми. Согласованность поможет избежать недоразумений.

Родители должны без всякого стеснения называть анатомические части тела своим языком. Если ребенок почувствует, что родители стесняются произносить такие слова, как пенис, вульва (наружные половые органы), ягодицы, анальное отверстие (задний проход), тогда ребенок также не будет использовать эти слова, чтобы описать насилие. Многие дети, испытавшие насилие, не рассказали своим родителям об этом потому, что они не знали, какими словами выразить то, что произошло с ними.

Чтобы повысить уверенность ребенка в себе и уменьшить чувство страха, лучше всего сосредоточить разговор на том, что ребенок может сделать в неприятной ситуации. Родители могут рассказать о навыках безопасности, необходимых для того, чтобы избежать насилия, точно так же, как они рассказывают о мерах безопасности при переходе улицы. Беседуя о том, как правильно переходить улицу, мы учим ребенка безопасному поведению на дороге, а не тому, что может сделать с ним машина. Эту логику можно использовать в беседах о том, как избежать насилия. К сожалению, многие взрослые все время рассказывают детям о плохих незнакомцах и о том, какие ужасные вещи могут случиться с ними. Ребенок запоминает эти страшные истории, но при этом не помнит урок о том, как избежать насилия. Помните о том, что вам надо сделать упор на навыках, которым вы обучаете ребенка, а не на опасности, подстерегающей его.

Уверенность в себе

Уверенность в себе играет большую роль в нашей способности сделать что-либо. Когда мы верим, что мы можем что - то сделать, тогда мы на пути к успеху. Так же верно и обратное. Когда мы считаем, что не сможем сделать что-либо, тогда, зачастую, мы даже не предпринимаем никакой попытки. Дети, как и взрослые, должны поверить в свои способности. Родители могут помочь детям в развитии важного чувства самооценки разными путями.

После беседы о безопасности скажите своему ребенку о том, что вы уверены в том, что он будет помнить о навыках безопасности, находясь дома, в школе или на улице. Дайте понять своему ребенку, обняв его, показав гордость своим голосом и словами, которые вы скажете, что вы верите в него и его способности.

Тренировка.

Эффективные навыки безопасности не появятся в одночасье. Полученные навыки и информацию необходимо закреплять. Детям, как и взрослым, необходимо напоминание. Повторите навыки безопасности перед тем, как ваш ребенок будет выходить из дома самостоятельно. В таком случае ребенок всегда будет помнить о полученной информации, если ему придется ею воспользоваться. Дети усваивают и хранят информацию по-разному, в зависимости от возраста и стадии развития. Родителям нужно постоянно говорить детям о предупреждении насилия, пока они растят ребенка.

Навыки по предупреждению насилия.

Если ребенок окажется в угрожающей ситуации, у него должно быть несколько вариантов выбора. Ниже перечислены возможные варианты, которые родители могут при удобном случае обсуждать с ребенком.

1. Убегай от опасности. Беги в школу, к соседям, в магазин или домой. Беги в ближайшее безопасное место. (Родители должны помочь детям определить все безопасные места по маршруту, которым пользуется ребенок каждый день.)

2. Громко кричи и не прекращай кричать, пока не окажешься в безопасности. Эта стратегия требует практики, поскольку детей учат тому, что во многих случаях кричать некрасиво. Чтобы прибегнуть к крику в опасной ситуации, как взрослые, так и дети должны отрепетировать этот крик. Для таких репетиций нужно спуститься в подвал или плотно закрыть двери, чтобы никого не напугать. Когда вы проводите репетицию крика с детьми младшего возраста, начинайте кричать негромко, постепенно делая крик все громче и громче. Маленьких детей громкий крик может напугать.

З. Определите безопасные и небезопасные секреты. Подготовка к празднованию дня рождения или другого торжества, которые держатся в тайне, или спрятанный подарок - это безопасные секреты, они не заставляют ребенка испытывать чувство страха. Такие секреты, в конечном итоге, поверяются кому-нибудь. Небезопасные секреты часто заставляют детей испытывать страх или стеснение. Небезопасным секретом всегда нужно поделиться с взрослым, который поможет тебе.

4. Вместе со своим ребенком постоянно вспоминайте имена безопасных взрослых. Безопасные взрослые - это взрослые, которые выслушают ребенка, поверят ему и помогут. Помните, что ребенку кроме матери и отца нужны другие взрослые. Учителя, бабушка, дедушка, друзья, соседи - все эти люди могут быть безопасными взрослыми для вашего ребенка.

5. Разрешите своему ребенку говорить слово "нет". Многие дети считают, что взрослым нельзя отказывать и что их за это накажут. Однако дети должны понять, что им нужно говорить "нет" любому взрослому, который их пугает своими просьбами или требованиями. Мы поощряем своих детей, когда они отказываются от наркотиков, и нам нужно поддерживать их, когда они отказывают взрослому, который может им предлагать наркотики.

6. Твое тело принадлежит только тебе, я разрешаю тебе и помогаю тебе заботиться о нем.

7. Всякий раз, когда у тебя возникают проблемы, неважно, пугают ли они тебя или заставляют стыдиться, я выслушаю тебя, поверю тебе и помогу. Это, наверное, одно из самых важных откровений, поскольку дети часто думают, что им никто не поверит. Они также считают, что навредят себе или тому человеку, который их обижает. Родители должны разъяснить своим детям, что хотят защитить их от зла.

Нормальные прикосновения

Мы много слышим о ненормальных прикосновениях. Газеты то и дело рассказывают о случаях сексуального насилия. Многие родители, особенно отцы, беспокоятся о том, что когда они трогают своих детей, то это может быть неправильно истолковано. Перестаньте беспокоиться. Нам всем необходимы касания. Физическая любовь помогает нам чувствовать себя любимыми. Очень важно для развития детей, чтобы их целовали, обнимали без сексуального намека. Почаще обнимайте своих детей, они любят чувствовать близость с вами. Напоминайте своим детям о том, что такие безопасные прикосновения никогда не нужно скрывать.

Шлепки.

Вопрос о шлепках остается спорным. Многие специалисты говорят, что бить детей нельзя, а другие считают шлепки одним из инструментов воспитания, к которому прибегают родители. Конечно, не все шлепки являются насилием, но если они оставляют отметины на теле ребенка, если ребенок пострадал от них, то тогда это насилие. Многие службы по охране ребенка считают, что если ребенка ударили кулаком, то это насилие.

Совершенно ясно, что шлепанье детей не относится к хорошим методам воспитания. Мы предполагаем, что дети должны выражать свои чувства огорчения и раздражения словами, а не кулаками, но сами такого примера не подаем. Если бить детей, то они получают плохой пример того, а им необходим хороший пример для подражания.

Опасность встречи с незнакомцем.

Когда вы были маленькими, то ваши папы и мамы, наверное, говорили вам, что нельзя брать конфеты от незнакомых людей, и в этом заключался урок по предупреждению насилия. Современные исследования показывают, что в случаях насилия подавляющее большинство детей, около 85%, подвергались насилию со стороны тех взрослых, которых они знали и которым доверяли. Часто этими взрослыми являются члены семьи, руководители молодежных групп или другие, которые в процессе общения могут располагать к себе детей.

Нужно, чтобы взрослые сказали детям, что насилие, совершенное любым человеком, независимо от того, кто он, не следует держать в тайне. Детям нужно знать, что иногда взрослые, которых все в семье знают и им доверяют, пытаются трогать ребенка несоответствующим образом. Тело ребенка принадлежит только ему, и он должен иметь право решать, как можно обращаться с его телом. Эта информация поможет подготовить детей хранить от опасности свое тело в течение их роста и развития.

        

Информация, соответствующая возрасту

В разном возрасте детям нужна разная информация. Детям начальных классов нужна информация о том, как вести себя, когда они остаются дома одни, без взрослых. Дошкольникам эта информация не нужна, так как они практически всегда со взрослыми. Подросткам нужна информация о безопасности на свиданиях, малышам такая информация не нужна. Важно, чтобы родители использовали правильно информацию, расширяли и изменяли ее по мере взросления детей, развития самостоятельности их ребенка.

        

Защищенный, сильный и свободный.

Все родители хотят, чтобы их дети выросли, чувствуя себя защищенными, сильными и свободными. Быть родителем трудная задача, этому нужно учиться. Общение - это самый важный союзник родителей, который поможет им вырастить здорового ребенка. Умение выслушать ребенка, поговорить с ним начистоту - вот из чего надо исходить, чтобы выработать у ребенка навыки, которые помогут ему избежать насилия. Каждый из нас имеет право вырасти свободным от насилия.

Краткий семейный кодекс

 Приведем  свод правил, которые помогут выбрать свои приемы воспитания детей, не унижая и не оскорбляя их, а действуя сообразно природе ребенка. Е. Л. Кононко считает, что выполнение этих правил поможет сделать судьбу ребенка счастливой. Она выделила 25 таких правил и назвала их "Кратким семейным кодексом". Приведем его полностью.

1. Предоставьте жизни возможность протекать естественным путем, чтобы мог раскрыться врожденный потенциал вашего ребенка. Ведь цель его жизни состоит в самосохранении и реализации врожденных способностей и влечений с наименьшим ущербом и при минимальных неудачах. Счастье - это в значительной мере реализация самого себя, удовлетворение своих запросов.

2. Любое топтание на месте, любая задержка, пауза, остановка в развитии - предпосылка к поражению в борьбе за реализацию ребенком своих задатков, за творческую самоотдачу. Не успокаивайте себя тем, что если не сегодня, так позднее он себя найдет: прошлое неизбежно и закономерно входит в настоящее, а настоящее - в будущее.

З. Большинство наших детей - "просто дети", родные, но "обыкновенные". Не стремитесь сделать из них вундеркиндов, ставя чрезмерные, непосильные требования, ориентируя на недоступные им эталоны. Кормите ум и душу ребенка той "пищей", в которой именно он больше всего нуждается для роста и развития. Ребенок должен чаще испытывать удовлетворение от того, что он что-то может, чем тревожность из-за своей неполноценности.

 4. Способность создает потребность использовать эту способность! Способности нужно развивать! Они - не привилегия немногих. Просто у разных детей - разные способности. У каждого свой оптимум - у кого-то выше, у кого-то ниже. Признание изначальной неодинаковости - фундамент истинной социальной справедливости.

5. Чтобы подготовить маленького ребенка к жизни, нужно дать ему надежную систему знаний, умений и навыков. Все это составит его оснащенность. Из оснащенности возникает подготовленность. Из подготовленности способность ценить. Из способности ценить - уровень культуры. Без соответствующей базы культуры не будет!

6. Не ориентируйте даже самого способного ребенка на исключительность! На этом пути его ждет разлад с самим собой: рядом с ним будет кто-то еще более одаренный, трудолюбивый, удачливый.

7. Состояться в жизни может только активный ребенок. Растите человека действия, человека поступка. Бездействующие мозг и мышцы теряют свою работоспособность. Бездеятельность закрывает ребенку все пути для реализации врожденного стремления созидать. Бессмысленны потребности, реализуемые лишь в мечтах! Страшна активность, направленная против других!

8. Позволяйте ребенку рисковать! Допускайте в делах, которые он выполняет, определенную долю риска. Тогда придут смелость, умение быстро ориентироваться, принимать самостоятельные решения. Оставляйте за детьми право на ошибки! Только совершая собственные ошибки, они научатся самостоятельно их исправлять.

9. Не поучайте в незнании! Правильно воспитывать может лишь тот, кто знает своего ребенка - понимает его достоинства и недостатки, чувствует его настроение, хорошо ориентируется в его интересах, вкусах, ценностях, привычках, способностях.

10. Не смешивайте понятия "хороший" и "удобный" ребенок.  Хороший живет своими мыслями и чужими чувствами, тоесть самостоятелен и отзывчив. Удобный - это человек, которого взрослые "приспособили" под себя: - послушный, исполнительный, беспрекословно подчиняющийся.

11. Исключите из своей практики выражение: "Делай, раз я велел". Замените эту форму предъявления требований иной: "Делай потому, что этого не сделать нельзя" или "Делай потому, что это принесет кому-то пользу". Ребенок должен привыкнуть к выполнению требований не в угоду внешнему распоряжению (даже родительскому!), а потому, что они целесообразны, разумны, необходимы.

12. Не ускоряйте искусственно развитие своего ребенка! Не прибегайте к крайностям: в свое время растущий человек сам потребует от вас "прибавки". Вот и тогда не отказывайте ему, "кормите" его ум, волю и чувства! Родительская мудрость состоит в том, чтобы идти в развитии за самим ребенком.

1З. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок накапливал опыт в спокойном темпе. Позволяйте ему отдыхать от ваших распоряжений, замечаний, указаний, советов. Пусть понемногу сын или дочь учатся сами распоряжаться собой!

14. Доверяйте ребенку! Маленькое существо пока еще не умеет думать одно, а делать другое. Используйте то, что он делает, с лучшей, а не с худшей стороны. Выросший в доверии человек идет по жизни спокойно, он открыт, доброжелателен и общителен.

15. Будьте терпеливы! Относитесь терпимо к детским проявлениям: процесс развития - испытание не только для нас, родителей, но и для самого ребенка. Воспитывайте его требовательной любовью. Наша нетерпимость означает неверие в себя. Не веря в себя, мы начинаем кого-то крушить, становимся агрессивными и направляем свою агрессию на того, кто слабее нас. Так что, чем мы нетерпимее, тем слабее, тем меньше уверены в своей правоте дети.

16. Будьте последовательны в своих требованиях, но при этом помните: твердость линии в воспитании достигается не наказаниями, а стабильностью обязательных для выполнения правил, спокойным тоном общения, неторопливостью. Никогда не упивайтесь своей непоколебимостью! Непоколебимым быть сладко, но опасно: твердость не всегда равнозначна требовательности, в ней может быть элемент безразличия, жестокости, вседозволенности.

17. Не относитесь к ребенку пренебрежительно! Растущий человек как можно раньше должен ощутить свою значимость, научиться уважать себя. Только при этом условии из него вырастет человек с чувством собственного достоинства, уважающий достоинство окружающих людей.

18. Не рассматривайте ребенка как собственность, не растите его для себя, не тешьте свое самолюбие, не "приучайте" к себе излишне сыновей и дочерей! Наша задача - вырастить их для жизни в обществе, для жизни среди людей.

19. Никогда не отказывайте ребенку в помощи! Оказывайте ему помощь-поддержку, помощь-веру, помощь-участие. Составить ему свою жизненную программу и требовать ее неукоснительного исполнения - "медвежья услуга". Никто из нас не имеет права посягать на естественное желание ребенка прожить свою, а не чью-то жизнь!

20. Ищите истину не в мелочах: так нетрудно упустить в ребенке главное! Стремитесь постичь в нем сущностное. Дело вовсе не в том, чтобы знать, какие у него походка, почерк, любимые блюда. Важно суметь ответить для себя на вопрос: почему в каждом конкретном случае он поступает так, а не иначе, что им движет.

21. Оценивая своего ребенка, говорите ему не только о том, чем вы недовольны, но и что в нем вас радует. Не привыкайте сравнивать его с одноклассниками, соседями, друзьями. Сравнивайте то, каким он был вчера, с ним же сегодняшним. Всегда правильнее сравнивать человека с самим собой.

22. Учитесь ответственности! Родительская беспечность - механизм, продуцирующий долги перед судьбой ребенка, перед его настоящим и будущим. Ответственные родители предвидят последствия своих слов и действий.

23. Относитесь к детству серьезно! У жизни нет черновиков и пауз, нет подготовительных периодов. В каждый данный момент своей жизни ребенок либо реализует, либо отрицает сам себя! Не забывайте: чтобы сын или дочь всегда стремились самореализоваться, эта их потребность должна быть востребованной вами! Оставаясь невостребованной, она постепенно атрофируется.

24. Никогда не говорите, что вам некогда воспитывать своего ребенка. Мы воспитываем его образом жизни, системой своих ценностей, общением с друзьями, отношением к труду и досугу, обстановкой своего дома. Воспитываем своим присутствием и отсутствием.

25. Растите счастливого человека! Такого, который в будущем сумеет создать собственными руками среду, благоприятную для его развития! Счастье - это не достигнутый предел, это процесс достижения одних целей и постановка других. Невозможно достигнуть абсолютного совершенства. Всегда остается неограниченный простор для непрерывного совершенствования.

Права ребенка

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. особенно выделяется требование особой защиты общества  о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах и т.п.

В соответствии с этими принципами:

1.   Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3.  Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства – участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14.  Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из – за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

        Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности».

Жестокое обращение. Насилие над детьми.

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи). опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

 

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К  психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
  • угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме. унижающие достоинство ребёнка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
  • пренебрежение нуждами ребёнка - это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи,
  • отсутсвие должного внимания, заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (СТ.19) а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (СТ.6)
  •  защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (СТ.16)
  •  обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (СТ.24)
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (СТ.27)
  •  защиту ребёнка от сексуального посягательства (СТ.34)
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (СТ.37)
  • меры помощи ребёнку. явившемуся жертвой жестокого обращения (СТ.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (СТ.106-136)
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (СТ.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (СТ.54)
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (СТ.56)
  •  лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (СТ.69)
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угроз~ жизни и здоровью (СТ.77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях на уважение их человеческого достоинства (СТ.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание - процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты - тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие !

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом,  не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что

"Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем - лучше всё равно что-нибудь скажите.

 

З. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты ..», «Я тебя растила, а ты ... ». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное - не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение.

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

З. Взгляд.

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Эмоциональное насилие и его последствия для ребенка» с психопрофилактической программой «Развитие навыков коммуникативного поведения родителей как средства профилактики эмоционального насилия над детьми».

Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанно...

Понятие, виды, признаки и последствия разных видов насилия над детьми в семье

Семья – первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ре...

"Жестокое обращение с детьми. Виды, формы и их последствия."

       В настоящее время бичом во всем мире стало жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое на...

Консультация для родителей Эмоциональное насилие и его последствие для ребенка.

Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанно...

Консультация «Жестокое обращение с ребенком: виды. формы, причины и последствия"

Жес     Жестокое обращение с детьми – это многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолет...