Мастер - класс "Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений"
учебно-методический материал по теме

Клещевникова Татьяна Борисовна

Программное содержание

Цель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение  пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительность), формируя струю выдыхаемого  воздуха посредством использования специальных игр упражнений.

Задачи

1.     Познакомить  с правилами правильного ротового выдоха;

2.     Ознакомится с играми – упражнениями на речевое дыхание, развивать умение применять и использовать их в дальнейшей работе;

3.     Узнать,  как их можно изготовить,  имея подручный материал. Развивать умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес к играм на развитие речевого дыхания.

Методы и приёмы:  словесный,  наглядный,  практический – выполнение упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_kleshchevnikova.doc138.5 КБ
Файл master-klass_kleshchevnikova.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема 

Развитие речи и речевого дыхания  посредством  игр-упражнений.

Воспитатель  первой квалификационной категории Клещевникова Татьяна Борисовна

Программное содержание

Цель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение  пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительность), формируя струю выдыхаемого  воздуха посредством использования специальных игр упражнений.

Задачи

  1. Познакомить  с правилами правильного ротового выдоха;
  2. Ознакомится с играми – упражнениями на речевое дыхание, развивать умение применять и использовать их в дальнейшей работе;
  3. Узнать,  как их можно изготовить,  имея подручный материал. Развивать умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес к играм на развитие речевого дыхания.

Методы и приёмы:  словесный,  наглядный,  практический – выполнение упражнений.

     

Оборудование:  

бабочки,  и снежинки  на ниточке привязанные  к пластиковой трубочке по 4 штуки каждого вида.

16 магнитов

качели  из бумаги с фигурками героев сказок из картона 4 штуки

стаканы 8 штук, 8 трубочек

4 пластмассовых шарика

5 воздушных шариков

 бутылочки  8 штук

3 стола, 4 стула

                                                           

Ход мастер-класса

         Педагог: Очень важно чтобы у ребёнка была правильная речь.

         Уважаемые гости, ответьте на вопрос что является причиной, неправильной речи ребенка (задержка речевого развития, мало общаются с ребенком, не играют в речевые игры). Совершенно верно. Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни очень актуальна. Поэтому необходимо учиться у времени, в котором ты живёшь.

- Уважаемые гости, возьмите, пожалуйста,  конфеты и положите их себе за щёку,

- Назовите, пожалуйста, своё имя, фамилию, профессию и т.д.

- Скажите вам легко было говорить? Какие вы испытывали трудности?

        Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань,  полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Сегодня  я познакомлю вас с упражнениями на дыхание, которые благотворно влияют на развитие речи детей.

Педагог:  Для того чтобы выполнять с детьми игры – упражнения на дыхание на первоначальном этапе необходимо научить правильно дышать,  сформировать сильный плавный ротовой выдох. 

       Давайте попробуем сделать правильный  ротовой выдох:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха"; слайды.
- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; слайды

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

подышали, сделали упражнения 3 раза

Дышать просто так детям не интересно, поэтому  я использую специальные игры на дыхание: 

Цель  игр:  развитие сильного плавного направленного ротового выдоха; активизация губных мышц.

 Игра «Лети, бабочка!» Что бы выполнить это упражнение  нам понадобятся  4 яркие бумажные бабочки. (Бабочки ниточкой привязаны к трубочке. Бабочки должны висеть на уровне лица стоящего ребенка).
Когда вы будете  показывать ребенку бабочек предложите поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
        Педагог дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь вы попробуй подуть. У кого  бабочка улетела  дальше?

При выполнении задания ребенок встает возле бабочек и дует на них.     Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Такие игры хорошо использовать с детьми младшего дошкольного возраста

 В процессе игры задача усложняется.  Для того чтобы струя выдыхаемого воздуха была сильнее применяю игры  с утяжелением предмета.  

Игра «Бабочка с магнитом». 

К бабочке с двух сторон прикрепляется магнит для того чтобы предмет стал тяжелее.

Попробуйте подуть.  Участники выполняют упражнение.

Педагог: обращается к участникам. Какое упражнение выполнить сложнее.

Все идет от простого  к сложному – по этому же принципу можно провести игру «Качели». В игре с качелями мы учим ребёнка регулировать подачу воздуха.

 Можно провести игры «Остуди чай»,

«Ветерок»,

«Подбрось шарик»  и многие другие.

Детям особенно нравятся игры с водой. 

Игра «Бульки» Для этого нам понадобится стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Уважаемые участники в  стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. - Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – то, какие получатся   бульки. (маленькие). А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Когда ваш ребёнок купается в ванной, можно предложить ему подуть на мыльную пену.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать игры с элементами соревнования «Весёлые шарики». Нам необходим легкий пластмассовый шарик. Кладём перед собой шарик и пробуем подуть на него. Играют два участника,  дуют одновременно на шарики, чей шарик дальше укатится. Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Участники  сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А вам нужно постараться, чтобы шарик не попал на вашу часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!

Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

С шариком можно играть в игру «Мини-футбол», «Пройди лабиринт» и другие.

Воздушный шарик.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

- Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!

Игра упражнение «Музыкальный пузырёк».   Для игры нам необходим чистый стеклянный пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк - гудит как труба.
Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук.  Предлагаю одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди.

Требования к проведению игр, упражнений.

При проведении игр, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Во время проведения описанных в статье игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Нечеткость речи влечет за собой недопонимания. Человек, который не расслышал, недопонял, услышал не четкое произнесенное слово, начинает заниматься анализом и определением что же это за слово.  Нечеткая речь может повлечь за собой потерю времени. Нас начинают переспрашивать, нам нужно заново все объяснять. Чистая красивая речь позволяет выразительно и точно доносить свои мысли до слушателей и улучшает взаимопонимание между людьми.

Ход мастер-класса

Педагог: Уважаемые гости ответьте на вопрос чем можно рисовать?

Предполагаемые ответы: карандашами, мелками, пластилином и д.т.

Практически, чем угодно: карандашами, мелками, красками.

Педагог: Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения могут получиться, если вы освоите рисование песком. Точнее рисование на стекле с песком с помощью пальчиков и ладошек  и других различных предметов.  Сегодня мы  свами постараемся освоить эти способы и приемы.

Рисование песком на стекле – техника, появившаяся недавно, в 70-х годах XX века. Это уникальное искусство создания мимолетных рисунков на стекле, которые может разрушить даже малейшее прикосновение или дуновение ветра.

Педагог: Приглашаю 2 участников

Для того чтобы обучить воспитанников приемам техники рисование песком на первоначальном этапе мы знакомим их со свойствами песка посредством  применения  исследовательской деятельности.

В данном случае с помощью опытов  определяем следующие  свойства песка как сыпучий мягкий, шершавый, песок двигается. Полученные знания  мы в дальнейшем используем при рисовании.  Данные опыты усложняются в соответствии с возрастом.

Педагог: - Скажите, вы любите рисовать? А рисовать песком Вы пробовали? Хотите попробовать? Но для начала давайте вспомним о свойствах песка. У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на поднос. Получилось? Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий). Верно, а теперь, разровняв песок, пальчиком нарисуйте любой узор. Вам нравится рисовать песком? Такое исследование могут провести дети второй младшей группы

Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий.

Сыпучий песок

         Рассмотрите через лупу форму песчинок. Она может быть разной, в пустыне она имеет форму ромба. Данное исследование можно проводить с детьми среднего возраста.

Песок может двигаться

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение. Данное исследование можно проводить с детьми  старшего дошкольного возраста.

Педагог предлагает участникам пройти к столам с песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Во второй младшей группе мы с детьми рисуем пальчиком разные фигуры, линии, играем в игры с песком. На период адаптации, а также гиперактивным, застенчивым детям можно просто предложить выполнить несколько несложных упражнений, направленных на развитие тактильных ощущений:

1способ.

•        пальчиками, ладошкой, ребром ладони;

•        Точка, точка, запятая

Вышла рожица кривая

Палка, палка, огуречик

Получился человечек;

•        «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»;

•        скользить ладонями по поверхности песка, выполняя различные волнообразные движения «Плывут кораблики»;

•        оставить отпечатки кулачков: упражнение «Идут медвежата», отпечатки пальчиков: упражнение «Прыгают зайчики»;

•        поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

•        выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

•        "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

•        создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.

Педагог:  Используя разнообразные приемы, которым мы с вами научились,  нарисуйте,  пожалуйста, цветок.

Педагог:  Песок - такой материал, с которым дети знакомы, они знают, что с ним делать (сыпать, мять, гладить.) Когда дети рисуют песком, они не боятся испортить рисунок, они знают, что можно легко все исправить. Рисование песком приносит детям бурю положительных эмоций, развивает фантазию и воображение. А ещё песок является природным успокоительным материалом.

Приемы нетрадиционной техники рисования песком  с детьми младшего возраста используются в адаптационный период, так как рисование песком снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.   Такие свойства песка, как мягкость, сыпучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, развивается речь.

Обучаем малышей элементарным приемам рисования  пальчиком, ладошкой, тыльной стороной ладони. Рисуем  простые предметы (дорожка, ручеек, горошек рассыпался, сварим компот, рисуем ягодки, постепенно усложняя, составляя из двух, трех и более элементов) при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок.

Педагог:  Спасибо большое за активное участие, проходите пожалуйста в зрительный зал.

Педагог:  В среднем дошкольном возрасте  приемы рисования песком  усложняются.

Педагог: Прошу выйти из зала двух желающих

2 способ.

Рисование предмета песком  по трафарету, с использованием

1 вариант - ситечко

2 вариант - пластиковой бутылки

Участники рассаживаются за разные столы

Педагог: С детьми среднего дошкольного возраста, помимо рисования пальчиком, ладошкой и ребром мы используем трафареты (пластмассовые и из картона), которые усложняют задачу поставленную перед ребенком и в то же время расширяют поле его деятельности. Можно применять различные трафареты (на классификацию, обобщение, на составление рассказов и т.д.) Рисуя предметы,  мы используем предметы-помощники: ситечко и пластиковую бутылку.

Педагог: А теперь я предлагаю Вам порисовать песком с помощью трафаретов.

Участники рисуют яблоко, грушу, помидор, цветок, рыбку, солнышко (героев сказки колобок, можно сюжет)

Педагог: Данный прием способствует развитию координацию движения глаза, руки, умение не выходить за границы заданного контура, ориентировка  в пространстве (вверху, внизу и т.д)

При использовании данного приема педагог может закрепить знания детей по классификации предметов  (использовать обобщающие слова (транспорт, овощи, фрукты и т.д.))  использовать  такие трафареты как  «Четвертый лишний».

Педагог:  Давайте посмотрим, что  у вас получилось.

3способ.

Педагог: Так же, в рисовании  песком,   с детьми среднего дошкольного возраста,  мы  используем массажные мячики, камешки и другой подручный материал.

Данный метод используется при рисовании элементов на готовом предмете,  например: украсим пирог, торт, ковер и т.д.

Это способствует развитию  элементарных математических способностей детей (закрепление геометрических фигур, счет до 10).

Каждый раз рисуя,  ребенок неоднократно создает рисунок из песка: стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнениях. Это дает ребенку опыт того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего, начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, он справится.

Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Рисование песком  позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Участники проходят на свои места

Педагог:  В старшем дошкольном возрасте используем сказочные сюжеты, именно через них дети глубже знакомятся с человеческими чувствами.

Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно – речевом развитии дошкольника. В данной технике рисования ребенок успешно использует все пальцы и ладони обеих рук, действует ими поочередно или одновременно.

        Педагог:  Для того,  чтобы показать как  я  это делаю,  приглашаю из зала 2 человека.

Педагог: Присаживайтесь пожалуйста за столы. Потрогайте песок, попробуйте порисовать.

Известно, что речь ребенка во многом  зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому этот вид деятельности  наиболее  способствует развитию обоих полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за устную и письменную речь, а правое отвечает за эмоциональную окраску  и интонацию устной  речи.  Ребенок рождается «двуполушарным», у него еще нет «словесного» полушария, которое отвечает за речь и абстрактное мышление.

       Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком на стекле развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие.

Использование техники рисования песком в старшей группе через составление связного рассказа способствует развитию фантазии, воображения, словесного творчества, и что немаловажно связной монологической речи.

Педагог: С детьми старшего дошкольного возраста мы рисуем сказки на новый лад, где воспитанники сами придумывают окончание сказки.

Обращаясь к участникам: А вы хотите попробовать?

Давайте нарисуем всем известную сказку «Колобок».

Педагог:  С детьми подготовительной к школе группы, помимо ранее показанных приемов рисования мы рисуем песком   картинки  на картоне (бабочка, цветок, смайлик т.п.)

Педагог:  Для того,  чтобы показать как  я  это делаю,  приглашаю из зала 2 человека

4 способ.

Рисование  песком  по трафарету на картоне.

Педагог: Я заранее приготовила   картинки из двустороннего скотча.

Обращаясь к участникам: Вам я предлагаю, сняв защитный слой посыпать песок сверху на картинку. А, Вам, сняв защитный слой, клейкой стороной, положить картинку на песок.

Педагог: Посмотрите, отличаются ли Ваши картинки? Если да, то чем?

Педагог:  Как вы думаете, почему они получились разные? Рассматривая такие картинки можно увидеть из чего состоит песок. (закрепляем свойства песка).

Педагог: А вы знаете, что можно рисовать цветным песком? чтобы создать красивую цветную картинку нам  понадобится цветной песок, который можно приобрести в магазине или же покрасить самостоятельно, используя пищевые красители и инструкцию к их применению.

Педагог: Для  создания  цветной картинки, мы возьмём  заготовки, на которых расположены геометрические фигуры (круги).  Картинка, безусловно, получиться красочной, но насколько  – это будет зависеть от Вашей фантазии Вы должны не просто раскрасить эти фигуры цветным песком, а оживить, то есть превратить во что-либо.  На столе лежат предметы-помощники, которые вы можете использовать.

Педагог:    Воспитанники 6-7 лет  могут создавать картины, используя различные приемы техники рисования.  Темы работ  постепенно  усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т.д.  Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе  работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей именно монологической  так же пополняется словарный запас детей (например, при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т.д).

Педагог:  Расскажите пожалуйста, что у Вас получилось? Вам понравилось рисовать? А Вам?

Участники проходят на свои места

Педагог: Федеральный государственный образовательный стандарт  требует от педагогов создания такой предметно-развивающей среды, которая будет способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

Используя, технику рисования песком мы развиваем у детей мелкую моторику рук, математические способности, речь, познавательную активность. А так же оказываем поддержку детям с нарушениями в поведении (гиперактивным, неуверенным, застенчивым). Мы учим их преодолевать застенчивость, формируем уверенное поведение.

Рисование песком приносит детям бурю положительных эмоций, развивает фантазию и воображение. И если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным.

Спасибо за внимание!

     

Оборудование:

  1. Свойства песка

Ящики с песком – 2 шт.

Подносы

Линейки 2 шт.

Лупы 2 шт.

Синие стаканы с песком (мало) 2 шт.

Зеленые стаканы с песком (много) 2 шт

  1. Игровые упражнения

Ящики с песком – 2 шт.

Линейки 2 шт.

  1. Рисование предмета песком  по трафарету

Трафареты: яблоко, груша

Пластиковые трафареты

Ситечко

Пластиковая бутылка с песком

  1. Рисование с помощью подручного материала

Массажный мячик, крышки от бутылок, цветные камешки

  1. Сказка «Колобок».

  1. Рисование  песком  по трафарету на картоне.

Заготовки на картоне: грибок, (смайлик, бабочка, цветок)

Цветной песок, фломастеры

СУХИЕ И ВЛАЖНЫЕ САЛФЕТКИ на каждого – т.е.2 упаковки

2 младшая группа

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Во второй младшей группе мы с детьми рисуем пальчиком разные фигуры, линии, играем в игры с песком. На период адаптации, а также гиперактивным, застенчивым детям можно просто предложить выполнить несколько несложных упражнений, направленных на развитие тактильных ощущений:

1способ.

•        Точка, точка, запятая

•        «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»;

•        скользить ладонями по поверхности песка, выполняя различные волнообразные движения «Плывут кораблики»;

•        оставить отпечатки кулачков: упражнение «Идут медвежата», отпечатки пальчиков: упражнение «Прыгают зайчики»;

•        поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

Педагог:  Используя разнообразные приемы, которым мы с вами научились,  нарисуйте,  пожалуйста, цветок.

Педагог:  Песок - такой материал, с которым дети знакомы, они знают, что с ним делать (сыпать, мять, гладить.) Когда дети рисуют песком, они не боятся испортить рисунок, они знают, что можно легко все исправить. Рисование песком приносит детям бурю положительных эмоций, развивает фантазию и воображение. А ещё песок является природным успокоительным материалом.

Приемы нетрадиционной техники рисования песком  с детьми младшего возраста используются в адаптационный период, так как рисование песком снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.   Такие свойства песка, как мягкость, сыпучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, развивается речь.

Обучаем малышей элементарным приемам рисования  пальчиком, ладошкой, тыльной стороной ладони. Рисуем  простые предметы (дорожка, ручеек, горошек рассыпался, сварим компот, рисуем ягодки, постепенно усложняя, составляя из двух, трех и более элементов) при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок.

Педагог:  Спасибо большое за активное участие, проходите пожалуйста в зрительный зал.

Средний возраст

Педагог: С детьми среднего дошкольного возраста, помимо рисования пальчиком, ладошкой и ребром мы используем трафареты (пластмассовые и из картона), которые усложняют задачу поставленную перед ребенком и в то же время расширяют поле его деятельности. Можно применять различные трафареты (на классификацию, обобщение, на составление рассказов и т.д.) Рисуя предметы,  мы используем предметы-помощники: ситечко и пластиковую бутылку.

Педагог: А теперь я предлагаю Вам порисовать песком с помощью трафаретов. 

Участники рисуют яблоко, грушу, помидор, цветок, рыбку, солнышко (героев сказки колобок, можно сюжет)

Педагог: Данный прием способствует развитию координацию движения глаза, руки, умение не выходить за границы заданного контура, ориентировка  в пространстве (вверху, внизу и т.д)

При использовании данного приема педагог может закрепить знания детей по классификации предметов  (использовать обобщающие слова (транспорт, овощи, фрукты и т.д.))  использовать  такие трафареты как  «Четвертый лишний».

Педагог:  Давайте посмотрим, что  у вас получилось.

3способ.

Педагог: Так же, в рисовании  песком,   с детьми среднего дошкольного возраста,  мы  используем массажные мячики, камешки и другой подручный материал.

Данный метод используется при рисовании элементов на готовом предмете,  например: украсим пирог, торт, ковер и т.д.

Это способствует развитию  элементарных математических способностей детей (закрепление геометрических фигур, счет до 10).

Каждый раз рисуя,  ребенок неоднократно создает рисунок из песка: стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнениях. Это дает ребенку опыт того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего, начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, он справится.

Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Рисование песком  позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Участники проходят на свои места

Старшая группа

Педагог:  В старшем дошкольном возрасте используем сказочные сюжеты, именно через них дети глубже знакомятся с человеческими чувствами.

Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно – речевом развитии дошкольника. В данной технике рисования ребенок успешно использует все пальцы и ладони обеих рук, действует ими поочередно или одновременно.

        Педагог:  Для того,  чтобы показать как  я  это делаю,  приглашаю из зала 2 человека.

Педагог: Присаживайтесь пожалуйста за столы. Потрогайте песок, попробуйте порисовать.

Известно, что речь ребенка во многом  зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому этот вид деятельности  наиболее  способствует развитию обоих полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за устную и письменную речь, а правое отвечает за эмоциональную окраску  и интонацию устной  речи.  

       Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком на стекле развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие.

Использование техники рисования песком в старшей группе через составление связного рассказа способствует развитию фантазии, воображения, словесного творчества, и что немаловажно связной монологической речи.

Педагог: С детьми старшего дошкольного возраста мы рисуем сказки на новый лад, где воспитанники сами придумывают окончание сказки.

Обращаясь к участникам: А вы хотите попробовать?

Давайте нарисуем всем известную сказку «Колобок».

Подготовительная к школе группа

Педагог:  С детьми подготовительной к школе группы, помимо ранее показанных приемов рисования мы рисуем песком   картинки  на картоне (бабочка, цветок, смайлик т.п.)

Педагог:  Для того,  чтобы показать как  я  это делаю,  приглашаю из зала 2 человека

4 способ.

Рисование  песком  по трафарету на картоне.

Педагог: Я заранее приготовила   картинки из двустороннего скотча.

Обращаясь к участникам: Вам я предлагаю, сняв защитный слой посыпать песок сверху на картинку. А, Вам, сняв защитный слой, клейкой стороной, положить картинку на песок.

Педагог: Посмотрите, отличаются ли Ваши картинки? Если да, то чем?

Педагог:  Как вы думаете, почему они получились разные? Рассматривая такие картинки можно увидеть из чего состоит песок. (закрепляем свойства песка).

Педагог: А вы знаете, что можно рисовать цветным песком? чтобы создать красивую цветную картинку нам  понадобится цветной песок, который можно приобрести в магазине или же покрасить самостоятельно, используя пищевые красители и инструкцию к их применению.

Педагог: Для  создания  цветной картинки, мы возьмём  заготовки, на которых расположены геометрические фигуры (круги).  Картинка, безусловно, получиться красочной, но насколько  – это будет зависеть от Вашей фантазии Вы должны не просто раскрасить эти фигуры цветным песком, а оживить, то есть превратить во что-либо.  На столе лежат предметы-помощники, которые вы можете использовать.

Педагог:    Воспитанники 6-7 лет  могут создавать картины, используя различные приемы техники рисования.  Темы работ  постепенно  усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т.д.  Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе  работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей именно монологической  так же пополняется словарный запас детей (например, при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т.д).

Педагог:  Расскажите пожалуйста, что у Вас получилось? Вам понравилось рисовать? А Вам?

Участники проходят на свои места

Для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Рабочая учебная программа по обучению рисованию песком детей старшего дошкольного возраста «Сыпучие картинки»

Составитель: Ощепкова В.А.  

Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой.

 

Мастер-класс

Тема:  Развитие познавательной активности,  творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).

Программное содержание

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – элементарная поисковая деятельность детей.

Задачи

  1. Познакомить  с приемами метода арт-терапии (песочная  терапия).
  2. Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение, фантазию, монологическую речь, познавательную активность.
  3. Развивать умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательную  активность.      

Педагог: Федеральный государственный образовательный стандарт  требует от педагогов создания такой предметно-развивающей среды, которая будет способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

Используя, технику рисования песком мы развиваем у детей мелкую моторику рук, математические способности, речь, познавательную активность. А так же оказываем поддержку детям с нарушениями в поведении (гиперактивным, неуверенным, застенчивым). Мы учим их преодолевать застенчивость, формируем уверенное поведение.

Рисование песком приносит детям бурю положительных эмоций, развивает фантазию и воображение. И если вы однажды покажете ребенку, что можно рисовать на песке, он не останется безразличным.

Спасибо за внимание!

   

В основе Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного воспитания четко определен один их  принципов дошкольного образования: реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Одной из задач ФГОС является  - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Эту задачу  я реализую через использование метода арт-терапии: техники рисование песком.

Стандарт является основой для разработки Программы.

Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Содержание Программы представляет 5 направлений развития и образования детей. Одним из них является познавательное развитие: которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Мы с Вами знаем, что речь находится на кончиках пальцев, соответственно мы развиваем мелкую моторику детей посредством использования техники рисования песком.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Клещевникова Т.Б. МАДОУ «Сказка» МАСТЕР-КЛАСС « Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений »

Слайд 3

ВЫДЫХАЕМ ВОЗДУХ ЧЕРЕЗ РОТ Формирование правильного ротового выдоха

Слайд 5

Игра «Остуди чай»

Слайд 6

Игра «Ветерок»

Слайд 7

Игра «Подбрось шарик»

Слайд 8

Игра «Веселый шарик» (мини-футбол)

Слайд 9

Влияние правильного речевого дыхания на речь дошкольника

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи» ...

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "

Мастер класс на семинаре по развитию речи "Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях "...

Мастер -класс «Современные методы речевого развития детей с проблемами речи»

Данный мастер-класс познакомит родителей с современными методами развития речи детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для воспитателей на тему «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по изготовлению пособий,направленных на развитие сильной воздушной струи....

Мастер-класс для воспитателей "Речевые игры по развитию речи и обогащению словаря"

Цель. Познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательной деятельности ДОУ....

мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»  Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается ...