Пальчиковые игры - средство развития речи ребенка
консультация на тему

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - средство развития речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры –

средство развития речи ребенка.    

(консультация для родителей)

Развитие речи ребенка является одной из базовых и, одновременно, одной из самых сложных задач, которую необходимо решить в дошкольном возрасте. Не меньшее беспокойство вызывает у родителей и несвоевременное развитие некоторых физических навыков, моторных способностей. Многочисленные исследования показали, что существует прямая взаимосвязь между уровнем развития моторных способностей и формированием речи ребенка, поэтому важно обеспечить развитие мелкой моторики. Одним из основных способов организации указанной деятельности является проведение пальчиковых игр. 
Пальчиковые игры представляют собой особый вид игры, в который включены руки ребенка, такие игры носят развивающий характер. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Поскольку обследования ребенка психологом и медицинской сестрой не показали существенных отклонений в развитии, то рекомендуется обеспечить применение в семейном досуге именно пальчиковых игр, которые будут стимулировать развитие как мелкой моторики, так и способствовать развитию речи ребенка.

Результативность таких игр определяется качеством, техникой их проведения. Необходимо помнить о соблюдении фундаментальных принципов:
• Принцип доступности и учета возрастных и индивидуальных возможностей психики ребенка. 
• Принцип наглядности. 
• Принцип сознательности и познавательной активности (когда дети являются субъектами деятельности). 
• Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов коррекционно-развивающей работы. 
• Принцип постепенного усложнения (от простого к сложному) и поэтапности выполнения игр. 
• Принцип систематичности (ежедневно) и целенаправленной активизации потребности детей в освоении новых моторных актов. 
• Принцип прочности закрепления достигнутого в памяти детей на основе позитивного отношения и интереса к пальчиковым играм. 
Кроме того, необходимо выделить некоторые специфические принципы: 
• Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. 
• Принцип творческой направленности педагогического процесса. 
• Принцип свободы и самостоятельности деятельности. 
• Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное усвоение ребенком знаний, умений и навыков и использование их для решения творческих задач. 
Важно и то, что работа по развитию речи посредством проведения пальчиковых игр должна носить системный характер!
Исходя из перечисленных принципов и опираясь на данные диагностики речевого развития и развития мелкой моторики ребенка, можно предложить следующий комплекс несложных игр, которые обеспечат эффективное развитие способностей и будут способствовать организации радостного общения родителей и малыша:
Тук-тук-тук
- Тук-тук-тук. (Три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да. (Три хлопка в ладоши)
- Можно к вам? (Три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда! (Три хлопка в ладоши)
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы)
Вышли пальцы погулять. (Делать фонарики)
Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы)
В домик спрятались опять. (Сжать руки в кулак и спрятать за спину)
Кулачок
Как сожму я кулачок, (Сжимаем руки в кулачки)
Да поставлю на бочок. (Ставим кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку, (Распрямляем кисть)
Положу на ножку. (Кладем руку на колено ладонью вверх)
Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать, (Поочередно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик –прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Братиков не разбуди! (Большим пальцем грозят)
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора! (Сжимать и разжимать пальцы)
Снег
Как на горке снег, снег, (Показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег. (Двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег, (Показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег. (Двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь. (Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь! (Пальчик ко рту, грозить пальчиком)
Постепенно этот комплекс можно расширить и дополнить. Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при их проведении происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Важно обеспечить поэтапное освоение ребенком основных упражнений. И помните, что только системная работа может способствовать скорейшему достижению желаемого результата. Здоровья Вам и Вашему ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры – это развитая речь у ребенка!».

В данной работе на ходится материл для занятий пальчиковыми играми. Потешки, игры .......

Консультация "Пальчиковые игры - это развитая речь и здоровый ребенок"

Консультация "Пальчиковые игры - это развитая речь и здоровый ребенок"...

Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка.

       Ваш малыш подрастает, становится более самостоятельным, многое умеет делать без вашей помощи. Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребе...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Консультация для родителей: «Игра как средство развития речи ребенка 3 -4 лет»

Значение игры в развитии мелкой моторики рук, образного мышления, связной речи детей.  Примерные игры и упражнения, которые могут использовать родители в домашних условиях....