«Пальчиковые игры – это развитая речь у ребенка!».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Устинова Екатерина Валерьевна

В данной работе на ходится материл для занятий пальчиковыми играми. Потешки, игры ....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrab_moya.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка на тему:

«Пальчиковые игры – это развитая речь у ребенка!».

Автор: Устинова Екатерина Валерьевна

Воспитатель младшей группы

2015 год.

Цель моей работы в данном направлении:  развитие мелкой моторики рук для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

 Я считаю, что данная тема наиболее актуальна для детей нашей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая  оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

Для достижения поставленной цели поставила ряд задач:

  • повысить речевую активность;
  • Развитие внимания, умения слушать и слышать.
  • создать благоприятный эмоциональный фон;
  • развивать умение подражать взрослому;
  • развивать воображение и память;
  • тренировать память ребенка.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:

  • - разучивание потешек,
  • - использование атрибутов  к пальчиковым играм,
  • - изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование),
  • - применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок, потешек при помощи рук. Дети приговаривают и показывают. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Пальчиковые игры были включены в непосредственно образовательную деятельность:

Игры хорошо воспринимаются детьми в режимных моментах.:

  • Одеваемся с потешками:  

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.

*****

Маша варежку надела:          
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
-Поглядите-ка нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?

*****

Мы с тобой пойдем гулять.
Будем с детками играть.
Чтобы Катенька моя
Не замерзла никогда.
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Кати на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Катенькин любимый.
Станешь ты, как гномик,
Цветик мой, родной!
Посажу тебя в коляску,
И поведаю я сказку.

  • Кода умываемся или ложимся спать:

Водичка водичка, (подставить ладони под воображаемую струю воды)

Умой моё личико.             ( гладим себя по личику)                     

Чтобы глазки смотрели,  ( хлопаем глазками)

Чтобы щечки краснели.      ( гладим щечки)                     

 Чтоб смеялся роток  (улыбаемся)

 И кусался зубок.        (стучим зубками)

****

На подушку головой –

Глажу, глажу лобик свой.

Глазки закрываю, быстро засыпаю.  

*****

 (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

  • Используем пальчиковые игры в сюжетно-ролевых играх, например играем в семью.

«Моя семья»

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

****

«Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если здесь капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

****

«Месим, месим тесто». Насыпаем в емкость просо. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть и в печке место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи

****

«Быстро тесто замесили»

Быстро тесто замесили

На кусочки разделили, (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки)

Раскатали все кусочки (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед - назад по поверхности стола)

И слепили пирожочки (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)

Пирожки с вареньем

Всем на удивленье (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки).

**** 

«Варим, варим мы компот» (фрукты)

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)

  • Узнаём животных с пальчиковыми играми:

Жил был зайчик   (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке (трут нос).

Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет (хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой

стрелке).

****

Дружат добрые зверята     (соединяем одинаковые пальчики рук).

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,        

По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

****

Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)

Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук)

Шелкова головушка (гладим по голове)

Масляна бородушка (гладим по подбородку)

Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх)

Голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой).

  • Гуляем. Наблюдаем за природой с пальчиковыми играми:

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,    (Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили,  («Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий,      (Чертим руками круг) 

Очень гладкий,    (Одной рукой гладим другую) 

И совсем, совсем не сладкий (Грозим пальчиком )

****

«Снеговик»

Мы слепили снежный ком            (Лепим двумя руками комок,)

Шляпу сделали на нем                  (Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову),

Нос приделали и вмиг                 ( Приставляем кулачки к носу),

Получился снеговик                      (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика).

****

Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла. (стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят. (трем ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны. (кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.

****

Этот пальчик - в лес пошел,
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - жарить стал,
Ну а этот - помогал.
Этот пальчик - только ел,
Потому и потолстел.
(На каждую строчку загибать пальчики сначала на одной руке, потом, с появлением опыта и развитием моторики - на двух)
Для детей 4,5 лет и сарше можно предложить РАЗгибать пальчики из сжатого кулачка, это сложнее. К слову,
непросто даже для вхрослых, попробуйте сами.

****

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

****

Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз. Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.

Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь – дзинь.

И в заключении хотелось бы сказать следующее… Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Литература:

  • Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.
  • Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников
  • Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики»
  • Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр»
  • Янушко Е. «Помогите малышу заговорить! "
  • Интернет – сайты.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Пальчиковые игры - это развитая речь и здоровый ребенок"

Консультация "Пальчиковые игры - это развитая речь и здоровый ребенок"...

Пальчиковые игры - средство развития речи ребенка

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - средство развития речи ребенка....

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Консультация по развитию речи "Пальчиковые игры для развития речи"

Развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребёнка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Их польза ещё и в том, что они подготавли...

Пальчиковые игры для развития речи ребенка

Полезные игры можно сделать в домашних условиях, из доступных материалов.1. Из полимерной глины (можно соленое тесто)  я слепила овощи, "посадила" огород в губки для мытья посуды, в кот...

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...

Доклад на МО семинар на тему: "Влияние пальчиковой игры на развитие речи ребенка"

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга...