Родительское собрание
методическая разработка на тему

Иванова Елена Николаевна

Конспект родительсеого собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_krizis_3_let.docx70.48 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных форм работы воспитателя ДОУ с семьей 

Родительское собрание

Кризис трех лет

(Конспект нетрадиционной формы работы с родителями)

http://www.partner-inform.de/public/files/partner/1114/7105_1416570238.jpg

Знаете ли, какой самый верный способ 
сделать вашего ребенка несчастным-
это приучить его не встречать ни в чем отказа.

Ж-Ж. Руссо

Воспитатель - Тема сегодняшнего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка, проблеме кризиса трех лет. Давайте обсудим следующую ситуацию:

Ребенок изменился, стал совсем другим. Все время спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых, все делает наоборот. При одевании не может застегнуть пуговицы на рубашке, от помощи отказывается, ужасно сердится и кричит: “Я сам! Я сам!”

  • Какому возрастному периоду жизни ребенка это характерно? (Три года)
  • Что происходит с ребенком? (Кризис трех леток)
  • Как бы Вы поступили в данной ситуации?

МИНИ - АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пожалуйста, ответь на вопросы мини – анкеты:

  • Знакомо ли Вам понятие “кризис трех лет”. Что это такое?
  • Какого рода трудности Вы испытываете в общение с ребенком данного возраста?
  • Знаете ли Вы, как следует общаться с малышом в данный период?
  • Нужна ли Вам помощь детского сада по данной проблеме?

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. В этом возрасте дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнения. Он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: “Я сам!”… Психологи называют этот сложный период кризисом трех лет.

Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А. Булдакова, описав кризис трех лет:

“Я сам”

Я негативен и упрям, 
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О, боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.

Система “Я” кипит во мне,
Хочу кричать по повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!

Л.А. Булдакова

Что же такое кризис трех лет и как реагировать на него взрослым?

Кризис – это важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень.

С донной стороны, кризисы являются движущей силой развития, этапом смены ведущей деятельности ребенка; с другой стороны – это сложный период для малыша, его родных и персонала дошкольного учреждения.

Немалую ответственность за правильный выход из кризиса несут родители ребенка. Им необходимо изменить стиль общения с ребенком и образ жизни- все то, что замедляет и мешает его адекватному развитию.

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА “КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ”

1. РЕБЕНОК ПРОТИВИТСЯ ПРЕЖНИМ ОТНОШЕНИЯМ

В поведение ребенка наблюдается СТРОПТИВОСТЬ - постоянное недовольство всем. Это как “бунт против норм воспитания, установленных раннее для ребенка, против всего прежнего образа жизни” (Л.С. Выготский).

Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствующие яркому проявлению строптивости.

Однако если ребенку давать полную свободу и не ограничивать его ни в чем, то взрослые будут испытывать затруднения в тех ситуациях, когда действия ребенка все же приходится ограничивать. Например, в магазине, где он требует купить понравившуюся ему игрушку. Необходимо помнить, что вседозволенность до хорошего не доведет.

Реже в поведение детей наблюдается и такие симптомы:

*Обесценивание ребенком личности близких – ребенок часто ссорится со всеми дома, находясь как бы в состоянии “войны”.

*Деспотизм – ребенок, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнять любое желание, он хочет стать “господином положения”.

*Ревность - когда в семье есть еще дети, то ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или сестрой. Такое положение его не устраивает, он изо всех сил начинает бороться за власть. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся. Но, бывает и так, что на глазах у родителей ребенок стремится показать себя с лучшей стороны и заявляет, что обожает брата или сестру. Родители совершенно уверенны в этом. Однако на самом деле ребенка раздирает внутренние противоречия.

Чтобы не произошло подобное, родители должны чутко относиться к потребностям каждого ребенка. Находить время и обязательно уделять внимание каждому ребенку.

Взрослый не должен стоять на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает “свою самостоятельность”, свое право на действия по собственным решениям.

Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов “НАДО” и “нельзя”. Это развивает ориентировку малыша в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но они должны быть ТВЕРДЫМИ. Каждому “нельзя” противопоставляйте альтернативное “можно”. Например, малыш тянется к очкам бабушки – нельзя! Не послушался. Опустите на пол или предложите ласково: “Поправь бабушки очки, погладь ее”.

2. ЯРКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НЕГАТИВИЗМА - это немотивированное поведение, которое проявляется в действиях и словах, которое намеренно противоположны требованиям и ожиданиям взрослых.

Ребенок противопоставляет себя взрослым и перерастает выполнять их требования, стремясь сделать все наоборот, не только наперекор взрослым, но и часто в ущерб своим интересам.

3.УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ

Ребенок проявляет упрямство, которое выражает в стремление поступать по- своему вопреки разумным доводам. Пик упрямства приходиться на 2,5- 3 года. Мальчики упрямее девочек. Девочки капризничают чаще.

Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок добивается своего потому, что он так решил.  Настойчевый  – стойкий в своих намерениях, твердый, упорный, неотступный в требованиях.

В этот момент взрослые должны научить малыша, как можно поступить в таком случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Конечно можно “выиграть битву”, заставив ребенка сделать то, что Вы требуете. Но это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка, который может усвоить манеру поведения взрослого, и в дальнейшем будет действовать подобным способом.

Наша задача – не искоренять упрямство, а переводить его в настойчивость. Направлять активность ребенка в нужное русло.

В кризисный период приступы упрямства и капризности наблюдаются у детей по пять раз в день, а у некоторых до 19 раз. Период упрямства и капризности заканчивается к 3,5-4 годам.. Кризис трех лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Научите ребенка играть “во взрослых”, беря на себя роль мамы, папы, врача, продавца и т.д. Покажите ему не сложные действия, которые он может воспроизвести. Поиграйте рядом с ребенком, он с удовольствием будет Вам подражать.

Тренинг, как один из способов проведения нетрадиционной формы работы с родителями.

В тренинге используется мяч как ключ к ответам и рассуждениями родителей.

Как бы Вы поступили?..

  • Если ребенок не желает есть? (Будите его упрашивать; Создадите игровую ситуацию и предложите покормить “котенка, мишку”.)
  • Если ребенок капризничает? (Будете переживать о том, что подумают окружающие? Вы проявите внимания к ребенку, возьмете за руку и отведете в сторону, где обстановка спокойнее и постараетесь переключить его внимание: “Смотри, что у меня есть!...”)
  • Если ребенок упрямится? (Вы его будите ругать и стыдить за плохое поведение; Подождете немного и отвлечете: “Посмотри, что у меня есть! Посмотри, кто там идет?..”)

Общение с ребенком в период кризиса (будь то кризис одного года, трех лет или подростковый) – это особое искусство. Главное – вовремя понять и помочь ребенку, потому, что мы нужны ему как никогда.

РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  • Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
  • Побольше играйте, разговаривайте с малышом – подобные маневры отвлекут его от капризов.
  • Относитесь к ребенку, как к взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ:

“Кризис трех лет”

  • Капризы и истерика требуют зрителей.
  • Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: “Посмотрите, какая непослушная девочка!” Ребенок этого и ждет.
  • В любой ситуации проявляйте терпение к ребенку.
  • Не позволяйте выходить из себя.
  • Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу.
  • Будьте с ним рядом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...