Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада.
статья (младшая группа) на тему

Ковальчук Валентина Александровна

Адаптация – это самый сложный период в жизни маленького ребенка, поступившего в ДОУ. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное   учреждение  в его жизни происходит ряд серьёзных изменений: безукоризненное соблюдение режима дня, отсутствие близких ему людей, постоянный контакт со сверстниками и т.д. Ежедневно происходит приспособление маленького организма к внешним условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_v_det.sadu_.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема адаптации дошкольников

к условиям детского сада.

Адаптация – это самый сложный период в жизни маленького ребенка, поступившего в ДОУ. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное   учреждение  в его жизни происходит ряд серьёзных изменений: безукоризненное соблюдение режима дня, отсутствие близких ему людей, постоянный контакт со сверстниками и т.д. Ежедневно происходит приспособление маленького организма к внешним условиям детского сада.

        На самом первом этапе адаптации перед дошкольным учреждением стоит задача установить партнерские взаимоотношения с родителями. На первом собрании необходимо познакомить родителей с условиями благоприятного психического развития ребенка, дать представление о нормативных показателях развития ребенка от 1,5года до 3-х лет, показать значимость правильно отобранного игрового материала для жизнедеятельности их малыша.  И вот здесь большая ответственность ложится на педагогический коллектив, который должен вызвать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать  с родителями  в вопросах педагогической поддержки и воспитании их ребенка.

Ребенок поступает в детский сад и здесь начинается приспособление к условиям ДОУ, которое  требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Это самый сложный период для ребёнка, его родных и персонала ДОУ.

        Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает у детей по разному. Она  зависит от ряда факторов, в том числе и от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, насколько  будут согласованы действия педагогов и родителей.

        Очень часто адаптационный период сопровождается массой негативных изменений в детском организме на всех уровнях, во всех системах. Возникает необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОУ и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватному приспособлению к новым условиям.

        Перед тем, как принять детей в группу я поставила перед собой ряд задач, так как родители должны не только знать, что творится в душе и организме ребёнка, когда он впервые идёт в детский сад, но и быть активными участниками процесса адаптации:

- показать родителям значимость проблемы адаптации и возможность её решения;

- предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от  матери к ребёнку;

- создать условия для благополучного включения ребёнка в новую социальную среду.

- устранить противоречия между возможностями ребёнка и требованиями среды;

- продумать алгоритмы совместных действий с родителями;

- раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

Я начала с дискуссии по рассматриванию проблемы. Ознакомила родителей с основными показателями изменений в поведении ребёнка в период адаптации в детском саду. Получила первичную информацию от родителей о ребёнке. Предложила советы, рекомендации по подготовке ребёнка к поступлению в детский сад; познакомила с основными правилами поведения взрослых в период, когда ребёнок начал  посещать детский сад.

В своих беседах, информациях, консультациях стараюсь дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависит от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение. Вместе с родителями стараемся сформировать  такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно находиться в новых условиях ДОУ.

Ежедневно родителям доводится информация об изменении поведения, здоровья ребёнка в детском саду, стараемся вместе с родителями нейтрализовать устраняемые факторы риска, связанные с условиями социальной среды.

        Постоянно на этапе адаптации  заостряю внимание  родителей на чёткое соблюдение режима дня не только в детском саду, но и дома, а соответственно - режима питания, отдыха, сна. Ежедневно  делаю акцент на развитие у ребёнка самостоятельности, навыков самообслуживания. Работа с родителями постепенно совершенствуется. Дети начинают привыкать к режиму дня в ДОУ. Но есть и негативные стороны: зачастую вызывает ребенок неоднозначную негативную реакцию на пребывание в детском саду.

И здесь особую роль должен сыграть воспитатель. Только своим чутким вниманием, заботой, анализом собственных ошибок и ошибок родителей в воспитании ребенка он сможет адаптировать ребенка к новой среде.

        Для того, чтобы адаптация прошла успешно в группе необходимо создать  привила взаимодействия с ребенком, а так же доступную развивающую игровую среду.

        Новый день для ребенка в группе должен начинаться с улыбки, пожелания доброго утра, радости прибытия его в группу; обязателен и тактильный контакт с малышом. Это дает ему уверенность в себе, доверие к взрослому, рождает в малыше ощущение защищенности, свободы действий. Очень часто нужно говорить малышу, что любим его. Так он быстрее чувствует себя нужным и неповторимым для вас. Ни в коем случае не использовать в общении с ребенком резкой формы воздействия - это может спровоцировать агрессивную вспышку в поведении малыша.

Развивающая среда должна быть построена в доступности ребенка, комфортности. Необходимо обратить внимание на игровой материал: он должен быть не мелким, но и не слишком большим. Развитию речи, фантазии, творчеству способствуют сюжетно-образные игрушки и их атрибутика. Необходимы также предметы - «заместители». Все игрушки должны быть прочные и безопасные.

        Система занятий с детьми проводится согласно годовому плану, направленных на физическое развитие, речевое и познавательное  развитие, общего кругозора, интеллекта, художественных, музыкальных способностей.

        Игровая деятельность присутствует в течении всего  дня. Разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений находится в постоянном контроле со стороны взрослого. В течении всего адаптационного периода стараюсь формировать умения общаться со взрослыми, сверстниками, жить в коллективе(уступать, помогать, делиться, взаимодействовать в позиции сотрудничества).

        Со своих наблюдений в период адаптации заметила, что в первые дни пребывания ребёнка в детском саду положительные эмоции выражены незначительно, а лишь только на момент ориентировочных реакций на новизну, яркость раздражителя. А вот отрицательные эмоции, как правило, проявляются у каждого ребёнка. Однако степень их проявления различна: от хныканья, «плача за компанию» до постоянного, приступообразного плача. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций сохраняется так называемое хныканье, с помощью которого ребёнок стремиться выразить протест при расставании с родителями. Наибольшую опасность представляют состояния стрессовых реакций: страха, гнева, депрессии. И здесь взрослый должен приложить максимум усилий, чтобы ребенок почувствовал , что его тут ждут и любят.

В первые дни у детей была снижена степень социальных контактов. Дети были более напряжены, замкнуты, беспокойны, малообщительны. Как показало время, контакт налаживался постепенно.

В первое время пребывания в детском саду у ребенка познавательная деятельность была снижена. Словарный запас скудный, идёт употребление облегчённых слов. Двигательная активность не всегда в пределах нормы, поэтому при анализе двигательной активности всегда учитываю темперамент ребёнка.

Как мы знаем, что сон является важным  показателем в жизни ребёнка.

При поступлении в детский сад дети засыпали не сразу, плакали, всхлипывали, внезапно пробуждались, что происходит и на данный момент. Здесь использую релаксационную музыку, небольшие сказки, колыбельные, которые очень любят дети и постепенно спокойно засыпают. Такой сон всегда продолжителен и спокоен. У некоторых детей адаптация продолжается. Но в основном по мере привыкания дети начали своевременно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

        Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о привыкании ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

В период адаптации в группе дети стали внезапно болеть, без видимых на то причин, что показывает  на  сопротивляемость организма.

        У многих детей адаптация закончилась. Появились первые признаки того, что ребёнок адаптировался:

- хороший аппетит;

- спокойный сон;

- охотное общение с взрослыми и детьми;

- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

- нормальное эмоциональное состояние.

Практика показывает, что существуют разной степени сложности адаптационного периода (лёгкая, средней тяжести, тяжёлая адаптация) и при совместных действиях педагогов и родителей можно сделать этот процесс максимально безболезненным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей в младшей группе." Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада".

В данном материале для родителей предоставленна информация о том какие периоды адаптации происходят с ребенком при поступлении в детский сад. А так же даются советы и рекомендации....

Консультация для родителей "Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада"

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное образовательное учреждение  в его жизни происходят ряд серьёзных изменений: безукориз...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....