Консультация для родителей. Компьютер: «за» и «против»
консультация на тему

Абсалямова Родалина Родиковна

Компьютер: «за» и «против»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuter_za_i_protiv_konsultatsiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Составила воспитатель Абсалямова Р.Р.

Компьютер: «за» и «против»

 |  

Родителей чаще всего беспокоит влияние компьютера на зрение и вред излучений. Кроме того, многие слышали о компьютерных фанатах, полностью погруженных в искусственный виртуальный мир, предпочитающих его реальной жизни. И естественно, их тревожит, не будет ли так и с их ребенком.

Так покупать компьютер? Или подождать? И сколько подождать? И не будет ли поздно? Или преждевременно? Ведь возраст, с которого ребенок начинает общаться с компьютером, тоже немаловажный фактор, порождающий много других проблем для родителей.

 

Давайте сравним две ситуации.

1. Ребенок за компьютером. Он не шатается бесцельно и неизвестно с кем по улицам, он дома, не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши, фломастеры, не малюет ими где попало, не режет на мелкие кусочки любимое мамино платье. Он занят, не пристает к взрослым и даже, может быть, учится чему-то (по обучающим программам) или развивается (по развивающим программам) либо просто получает заряд положительных эмоций.

2. Компьютера нет. Зато есть столько проблем! Усадить дитя за уроки, пойти с ним погулять, потом чем-то занять, потом все убрать или заставить это сделать самого и т.д. И при этом надо его еще воспитывать, напрягать свои нервы и умственные силы.

 Недаром многие родители, купив своему чаду персональную ЭВМ, а то и карманную электронную игру, вздохнули облегченно. Притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с другим каким-то занятием.

 Но знаем ли мы, взрослые, какие проблемы возникают у ребенка, остающегося изо дня в день один на один с компьютером?

 Прежде всего, коснемся такого явления, как компьютерофобия. Что это такое? Это связанное с компьютером состояние неуверенности, нерешительности, раздражительности, страха. Ребенок, начиная осваивать компьютер, боится, что не сумеет справиться с его требованиями, при длительном общении с компьютером он также может испытывать безотчетную боязнь неизвестно чего, какой-то чуждой силы. Компьютер дети, не уверенные в себе, воспринимают как «угрожающий стимул», усугубляющий общее состояние тревожности.

 Явление, противоположное компьютерофобии, - чрезмерная увлеченность компьютером, когда приходится буквально идти на скандал, чтобы оторвать ребенка от компьютера.

Дело в том, что компьютерный мир, в который погружается и который творит сам юный пользователь персонального компьютера, настолько красочен, динамичен, занимателен, что со временем начинает восприниматься как действительный. Возникает так называемый «синдром Пигмалиона».. Маленькие дети очень эмоциональны впечатлительны, они, в сущности, в отличие от взрослых, нечетко различают искусство и реальность, потому так легко и доверчиво погружаются в жизнь героев компьютерного экрана как в мир реальный, а со временем и охотнее, чем в реальный.

 С одной стороны, это хорошо. Когда ребенок с компьютером «на ты», ему легче раскрыть себя и выбрать стратегию поведения или самообучения.

 Однако, с другой стороны, привычка действовать в компьютерном, виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира некомпьютерного, реального. Следует помнить, что ребенок легче переходит от образов конкретных предметов,  к образам, формируемым компьютерными средствами, наоборот. От компьютерных к реальным вещам переход  тем затруднительнее, чем больше пленяется ребенок рой. А это, в свою очередь, может вызвать такие отклонения  развитии личности, как уход в себя, аутизм. При решении сложных задач в динамически меняющихся условиях могут спрятаться невротические черты личности, а при выраженной неуравновешенности могут возникать болезненные состояния. У разных групп людей под влиянием длительных занятий на ПЭВМ психологи установили самые различные варианты изменений в психическом развитии, в том числе и различную направленность этих изменений. В частности, у одних людей происходило повышение уровня интеллекта, у других - его снижение

К позитивным результатам общения с компьютером можно отнести формирование деловой мотивации, совершенствование логического, оперативного мышления, умения прогнозировать. Кроме того, компьютер располагает большим набором образительных средств, способствует развитию художественно-конструкторских способностей и пространственных представлений. Посмотрите, какие возможности для рисования! Можно создавать не только цвета, но и тончайшие оттенки цветов. Можно легко стирать ненужное. А главное, экспериментировать можно бесконечно. Хочешь - создавай линейный рисунок, а хочешь -комбинируй из цветных фигур, раскрашивай готовый узор или составляй свой. Сейчас создано немало увлекательнейших программ с развивающими играми, составленными с учетом возраста, индивидуальных возможностей и личностных наклонностей детей.

 Программы обучающего характера позволяют развивать у ребенка абстрактное, логическое мышление. Они дают ему возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разным по уровню сложности материалом и разнообразными видами компьютерной помощи.

 В принципе, как утверждают педагоги и программисты, компьютерные обучающие системы в состоянии обеспечить контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель обучения конкретного учащегося с учетом личностных особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста. Одновременно с этим компьютер помогает формировать такие качества, как аккуратность, точность, рационалистичность, организованность.

Но как вы понимаете, в каждом случае необходимо оценить возможности и целесообразность той или иной программы для вашего ребенка. Кроме того, следует иметь в виду, что компьютер, предоставляя разнообразный красочный материал для осуществления творческого замысла (например, в изображении сюжета, конструировании, составлении узоров и т.п.), сам творить не может, как не может и научить творить ребенка.

Творчество - способность, присущая только человеку, особый тип мышления, которое невозможно перевести на формально-логический язык компьютера. Поэтому постоянное и длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребенка, приучая действовать по определенному образцу, алгоритму и закрепляя шаблонность мышления. К тому же возможна негативная перестройка качеств личности: например, точность и аккуратность превращаются в педантизм, ригидность ведет к зависимости мыслительных процессов от команд компьютера. Еще хотелось бы посоветовать родителям с особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору детских компьютерных программ. Надо проследить за тем, чтобы в информационное пространство семьи не проникали «провокаторы» агрессивного поведения ребенка - игры «активных действий», всякого рода «бегалки и стрелялки». Увлечение подобными играми таит опасность.

 Во-первых, они не требуют от детей терпения и силы волн, необходимых для серьезных интеллектуальных занятий, вырабатывают привычку к развлечению, бездумности, легкому достижению цели. Уже имеются печальные результаты увлечения такими играми: через два года дети не могли связать несколько слов даже по поводу своей любимой игры, ограничиваясь возгласами и междометиями типа «бац», «ты-ты-ды» и т.п. Они легко ориентировались в компьютерной терминологии, быстро выполняли тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не давали правильных решений. Таким образом, у детей вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способность к сосредоточенности, необходимая для успешного выполнения учебных задач.

 Во-вторых, подобные игры отчуждают ребенка от живой природы, от сверстников, родителей. Считают, что их может заменить компьютер. При этом, разумеется, хороший компьютер, оборудованный современными средствами мультимедиа, или виртуальной реальности.

Может ли компьютер заменить общение с родителями? А общение с друзьями, другими людьми, природой? На эти вопросы пусть ответят сами родители.

 Программистами сделано немало в направлении гуманизации компьютерных игр и игрушек. В Японии, например, распространена среди детей игра в электронного цыпленка, которого надо вырастить из яйца, кормить, убирать за ним. Если о цыпленке забудут или допустят ошибку в уходе за ним, он может «умереть».

 Казалось бы, какая разница, живой цыпленок или игрушечный. Главное, дать ребенку опыт заботы, ухода за каким-то существом. И как это актуально для городского ребенка, когда в семье нет ни других детей, ни собаки, ни кошки, ни иных животных!

 Однако от того, что электронный цыпленок или электронный человек погибнет от неправильных действий или от нежелания играющего о них заботиться, для последнего ничего не изменится. Таким образом, жизнь становится игрушкой в руках маленького господина. В действительности человек несет ответственность за свои поступки и действия по отношению к каждому живому существу, особенно к человеческой личности, обладающей самоценностью и неотъемлемым правом на существование.

 Отсюда исходит третья, может быть, самая главная опасность для детской психики развлекательных игр, допускающих жестокость со стороны игрока. Моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника, силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов и военных действий, подобные игры формируют «милитаристское» мышление, враждебность и безжалостность к «чужим», стимулируя агрессивную направленность развития личности в целом. Может ли ребенок в «жестоких играх» познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Вопрос риторический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Компьютер: за и против"

В консультации для родителей изложены практические рекомендации (санитарно-гигиенические требования) по организации рабочего места ребенка, осваивающего компьютер. Представлены комплексы зрительной ги...

консультация для родителей "Компьютер - за и против"

Нужен ли компьютер вашему ребенку?...

Консультация для родителей. Компьютер: "за" и "против".

Сегодня компьютеры настолько глубоко вросли в нашу повседневность, что современному ребенку можно только позавидовать: ему не нужно перестраиваться. Он уже растет в среде, в которой компьютер - такая ...

Консультация для родителей. КОМПЬЮТЕР: «ЗА» И «ПРОТИВ»!

Консультация для родителей. КОМПЬЮТЕР: «ЗА» И «ПРОТИВ»! Многие слышали о компьютерных фанатах, полностью погруженных в искусственный виртуальный мир, предпочитающих его реальной жизни. Многи...