Родительское собрание на тему: «На пути к школе».
консультация (старшая группа) на тему

Задачи:

- формирование активной педагогической позиции родителей;

 - вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями по вопросу «Школьная зрелость»;

- вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей;

 - дать родителям опыт игрового взаимодействия с детьми по вопросам развития и подготовки детей к школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «На пути к школе».

Задачи:

- формирование активной педагогической позиции родителей;

 - вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями по вопросу «Школьная зрелость»;

- вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей;

 - дать родителям опыт игрового взаимодействия с детьми по вопросам развития и подготовки детей к школе.

Форма проведения: встреча.

План родительского собрания.

1. Вводная часть. Приветственное слово. Сообщение темы собрания.  

2. Основная часть.

2.1. Сообщение педагога – психолога «Что включает в себя понятие готовность к школе?».

2.2. «Роль дидактических игр в развитии мышления у старших дошкольников при формировании элементарных математических представлений».

2.3. «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста - важное условие при подготовке руки к письму».

3. Советы родителям будущих первоклассников.

 

Ход родительского собрания.

     Педагог – психолог:  Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашей встрече, которая посвящена готовности детей к школе. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдёт в школьный класс. Многих из вас волнуют вопросы: «А готов мой ребёнок к школе? Как будет учиться? Как помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления школьной адаптации наших детей к школе.

     Сегодня мы расскажем вам о том, что включает в себя термин «Готовность к школе», познакомим с дидактическими играми, способствующими, развитию интереса к математике и дадим вам возможность самим поиграть в эти игры.

    2.1. Итак,  что же включает в себя понятие «готовность к школе»? Стремление пойти в школу проявляется почти у всех дошкольников. А вот желание учиться уже сформировано далеко не у каждого. Без этого школьная обстановка будет первокласснику только в тягость. Родителям следует задуматься над тем, как развивать интерес к обучению в школе. В пред школьный период родителям важно обратить внимание на самые разные аспекты воспитания и развития дошкольника, формирующие готовность к обучению: развитие речи и элементарных математических представлений; правильный выбор книги для чтения, правила безопасного поведения на дороге, проблемы физического, психологического, личностного развития ребёнка (правильная осанка, умение слушать, преодолевать рассеянность, сосредотачиваться и др.). Понятие «Готовность ребёнка к школьному обучению» включает три взаимосвязанных компонента: физиологическая готовность, социально- психологическая или личностная готовность; психологическая готовность.

     Оценкой физиологической готовности к школьному обучению, как правило, занимаются медики, которые проводят проверку ребёнка по трём основным критериям:  физическое развитие, биологический возраст,  комплексная оценка состояния здоровья, т. е. «группа здоровья». Социально-психологическая, или личностная, готовность к обучению в школе определяется готовностью ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе в условиях школьного обучения. При поступлении в школу ребёнок попадает в новые социальные условия и постепенно осваивает новую общественную роль «Я – ученик». Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), социальной роли может привести к переживанию ребёнком кризиса 7 лет. В этот период дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; родители, как будто, не узнают своих малышей; в поведении ребёнка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или наоборот – дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами, в период кризиса могут стать тихими и незаметными. Но самое главное то, что в этот период возрастает стремление ребёнка к новой социальной роли «Я – ученик» и социально значимому виду деятельности – учению. Поэтому постарайтесь помочь ребёнку смягчить прохождение этого кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности. Помните, что кризис - явление временное, он проходит, его просто нужно пережить.  Помогите ребёнку прожить неудачные моменты, постарайтесь выяснить причину неудачи, отвлекайте малыша от неприятных переживаний, погуляйте с ним, просто приласкайте, взбодрите. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Внимательно относитесь к требованиям и суждениям ребёнка, постарайтесь его понять. Помните, тон приказа и назидания малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать. Анализируйте вместе с ребёнком возможные последствия его действий. Будьте оптимистичны, прибегайте к юмору.

     Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребёнка, в частности, подразумевает его готовность к усвоению учебного материала.

    Базовыми составляющими психологической готовности ребёнка к обучению в школе являются: - уровень развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия); - уровень развития мелкой моторики рук (в том числе графические навыки); - уровень развития связной речи; - эмоционально-волевая готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкции взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т. п.).

  Помните: окончательная психологическая готовность ребёнка к обучению в школе формируется в процессе самого обучения в школе.

2.2. «Роль дидактических игр в развитии мышления у старших дошкольников при формировании элементарных математических представлений».

     Обучение детей началам математики должно происходить в условиях специальной подготовки в детском саду или в пред школьной группе. В процессе формирования элементарных математических представлений дошкольники приобретают различные знания и умения, учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Усвоение детьми математических знаний сопровождается разными видами предметной и игровой деятельности на занятиях, при выполнении режимных моментов и пр. В домашних условиях, как и в детском саду, необходимо организовывать игры для детей, в которых они могут тренировать память, мышление, развивать умственные способности. Хорошо использовать шашки, шахматы, домино, лото, мозайку, головоломки. Сейчас я вам расскажу о тех играх, которые вы сможете дома проводить с детьми в свободное время. Большие возможности детям в развитии математических способностей дают игры с счётными палочками. Дети строят различные фигуры, с удовольствием выкладывают сюжеты и узоры. Другая игра «Лабиринты» помогает ориентироваться детям на листе бумаги. Развивает мышление и логику. Такие игры можно найти в детских журналах. Например, детям предлагается помочь зайчику убежать от волка или надо помочь девочке накормить животных, но к ним надо пройти по лабиринту. Очень интересная и требующая внимания и сосредоточенности игра «Графический диктант». Здесь детям предлагается под диктовку взрослого рисовать узоры по клеточкам: например, взрослый диктует: две клеточки - вверх, одна клеточка – вправо, две клеточки – вниз, одна клеточка – вправо и т.д. Можно предложить детям продолжить узор самостоятельно.

   Так же можно с детьми поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Ателье», «Почта», т. е. в такие игры,  где детям потребуется применить на практике математические умения и знания: посчитать деньги, измерить ткань и т. д.

     Хорошо развивают детей настольно-печатные игры. Правила игры всегда напечатаны на коробке.

      Помогают в развитии логического и пространственного мышления различные головоломки. Их ещё называют геометрическими конструкторами. Эти игры известны с давних времён. Смысл головоломок состоит в том, чтобы восстановить на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Существует множество игр-головоломок:  «Танграм»,  «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо»,  «Въетнамская игра», «Пентамино», «Сфинкс», «Листик». Все игры объединяет общая цель – способ действия и результат. Они расположены по принципу от простого к сложному. Овладев одной игрой, ребёнок получает ключ к освоению следующей игры. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании и изменении пространственного расположения частей набора (геометрических фигур). Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур, отличающихся от элементов других игр. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Так из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, буквы, цифры. Игра «Колумбово яйцо» позволяет выкладывать силуэты птиц, а игра «Листик» даёт возможность составлять силуэты различных видов транспорта.

2.3. «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста - важное условие при подготовке руки к письму».

     Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

     Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка.

     Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений

Развитие пальцевой моторики подготавливают почву последующего формирования речи. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

     Ребенку дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Соответствующая тренировка мышечного тонуса осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе с штампами, в ручном труде (например, при работе с иголкой и ножницами) .

Одним из важных моментов в развитии старших дошкольников, является ориентировка на листе бумаги.

     Прежде всего, ребенок должен четко определять, где у него правая и левая стороны туловища. Это будет основной ориентировкой в пространстве. Он также должен познакомиться с понятиями верх – низ, сзади – спереди.

     Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентации на листе является штриховка. В основе штриховки лежит определенный ритмический рисунок: линии сочетаются с пропусками, как длительность звука с паузами. А значит, штриховка может быть редкой и частой.

Развивать мелкую моторику рукам помогают дидактические игры.

Дидактические игры:

  1. «Кто скорее свернет ленту? »

Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета).

  1. «Сделай бусы»

Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров или соломки (можно использовать макароны); учить составлять простые сочетания по заданию педагога и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать, воспитывать усидчивость.

Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастеров или соломки, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт).

  1. «Составь узор из палочек»

Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.

Оборудование: разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.

  1.  Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

  1. «Возьми горошины»

Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.

 

3. Советы родителям будущих первоклассников.

     Современная литература даёт множество советов по подготовке детей к школе. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились.

     Год за годом мы всё больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы … хотели. Одни дети прямо говорят о своём нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Нам, взрослым важно не судить нежелание ребёнка учиться, а понять его причины и помочь ребёнку захотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого участия и труда. Важно, чтобы ребёнок поверил в свои силы, а мы – взрослые должны хорошо знать ребёнка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей. Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше самостоятельности, к сотрудничеству с чужими взрослыми и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей. Именно поэтому важно ребёнку уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене, научить малыша следить за своей одеждой в течение дня – почистить костюм, поправить причёску. Кроме того важно, чтобы ребёнок понимал как вести себя со сверстниками и как, с взрослыми. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить, где работают родители, как зовут родителей. Важно заниматься с ребёнком дома, и мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам:

1. Укрепляйте здоровье ребёнка, закаливайте, делайте утреннюю гимнастику, прививайте культурно-гигиенические навыки.

 2. Соблюдайте режим дня. Установите часы отдыха, еды, занятий, прогулок.

3. Не спешите записывать ребёнка в кружки в первом полугодии первого класса.

4. Приучайте с вечера ребёнка готовить себе на утро одежду, собирать портфель.

5. Покажите маршрут ребёнку из дома в школу наиболее безопасный, обратите его внимание на возможные опасности по дороге, покажите и объясните как действовать, если такая ситуация возникла.

6. Познакомьте ребёнка с правилами общения с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

7. Приучайте ребёнка к порядку и дисциплине.

8. Пополняйте познания дошкольника новыми сведениями об окружающем мире через игры.

9. Способствуйте развитию речи у малыша через общение, чаще просите его вам что-то рассказать.

10. Тренируйте память. Хорошо этому способствует заучивание стихов.

11. Старайтесь познакомить ребёнка с простыми арифметическими правилами (сложение, вычитание), помогайте понять правила игры, поставленной задачи, принимайте участие в совместных играх.

12.Прислушивайтесь к рекомендациям воспитателей группы и специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Родительское собрание на тему: "Готовность ребенка к школе"

Родительское собрание включает в себя анкету, памятку, тест и педагогические ситуации  для родителей...

Родительское собрание на тему: «Игра – путь к познанию мира» (средняя группа)

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....

Собрание по теме "На пути к школе".

Подготовительная группа....