Семейная гостиная «Поиграем вместе»
материал на тему

Золотова Ольга Александровна

Активная форма взаимодействия с семьями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynaya_gostinaya.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Семейная гостиная «Поиграем вместе»

Встреча 1 «Играем пальчиками – развиваем  речь»

Цель: повышение компетентности родителей по использованию игровых приёмов развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Ход мероприятия:

Воспитатель. Добрый вечер Уважаемые родители! Мы рады всех Вас видеть! Сегодня мы приглашаем Вас в  семейную гостиную «Поиграем вместе», и поговорим мы сегодня об играх, которые влияют на развитие речи детей раннего возраста. Возраст от 1 до 3 лет, характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки (Моторика- двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы). 

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

Как  говорил известный педагог В.А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Итак, «Играем пальчиками – развиваем речь».

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям и взрослым вообще: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными.

Дети воспринимают простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, могут отвечать на вопросы о прочитанном. Запоминают маленькие стихи, песенки, потешки.

На раннем этапе необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. Речь ребенка напрямую зависит от того, как мы часто и долго разговариваем с малышом, от правильного произношения звуков и слов, от грамматически правильной речи.      

Каждый день ребёнок получает множество информации, и чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. От игры в раннем возрасте зависит очень многое, в том числе и развитие речи ребенка. В нашу группу приходят дети в возрасте 1,6 - 2 года. Основная часть детей не умеют говорить. С учётом возрастных особенностей детей, вся познавательная и обучающая деятельность проходит в игровой форме. 

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Во время проведения той или иной игры, кроме поставленных целей, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, настроение, желание и возможности. Нужно помнить – каждый ребенок маленькая личность, и то, что нравится одному - неприемлемо для другого. То, что интересно одному малышу, у другого может вызвать негатив.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Любую игру можно разбить на несколько этапов:

1. Сначала взрослый проговаривает текст, сопровождая его действием.

2. Ребенок пытается воспроизвести движения взрослого.

3. Ребенок пытается повторить сам текст.

Все задания выполняются в медленном темпе, что бы ребенок смог запомнить. Обязательно нужно следить за правильностью выполнения детьми движений. Необходимо помнить главное это, что бы эта игра - деятельность приносила ребенку положительные эмоции, в противном случае он откажется выполнять те или иные указания. Игры и упражнения, проводимые систематически с раннего возраста, помогают детям раньше заговорить.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук (мелкой моторики рук). Развитие мелкой моторики - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если развитие пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.

Так же важную роль в развитии речи детей играют и пальчиковые игры. А ТЕПЕРЬ К ВАМ ВОПРОС: Что такое пальчиковые игры? Какие пальчиковые игры вы знаете, и используете дома с детьми?

Пальчиковые игры - небольшие стихи, сопровождаемые движением пальцев рук, такие игры хорошие помощники для того, чтобы развивать координацию, точные движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.  

Существует множество пальчиковых игр, предлагаю поиграть в  некоторые из них (мы играем в группе с ребятами).

Семья.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Капуста.
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза).

Изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу.
Мы капусту режем, режем! (2 раза). 
Водим ребром ладошки по столу вперед и назад.

Мы морковку трем, трем! (2 раза). 
Правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку.
Мы капусту солим, солим! (2 раза). 
Пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту. 
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза). 
Кулачки энергично сжимаются и разжимаются.

И в рот кладём!

Жили-были гномики…

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

Рыбка.
Рыбка в озере живёт.
Рыбка в озере плывёт.
Ладошки соединены и делают плавные движения.
Хвостиком ударит вдруг
Ладошки разъединить и ударить по коленкам.
И услышим мы – плюх, плюх!
Ладошки соединить у основания и так похлопать.

Пальчики

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)
Потянулись 
(напрячь, развести пальцы)
И встряхнулись 
(встряхнуть кисти),
Крепко-крепко обнялись, 
(имитация рукопожатия),
За работу принялись. 
("закатываем рукава")
Налепили куличей, 
(ладошки "лепят" пирожки)
Стали звать к себе гостей, 
(приглашающие движения кистями рук)
Заиграли на рояле 
( имитация игры не клавишах)
И весь день протанцевали. 
(ручки "танцуют)

Кроме пальчиковой гимнастики, для развития мелкой моторики рук можно использовать следующие игры-упражнения:

"Рисование" Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать домик, человечка, машинку, паровозик и т. д.

 "Лепка"

Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развитии.

Упражнения с бусинками

Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали.

Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сделать бусы одного цвета, или чередуя два цвета.

Юный помощник

Дайте малышу губку, покажите, как собрать воду со стола, как сжать и выдавить жидкость. Выбирайте губку подходящего размера, чтобы помощник легко сжал предмет одной рукой.

Чудо-макароны

Суть упражнения: в миске смешайте макаронные изделия двух-трёх видов с заметным отличием по форме и размеру; предложите разложить ракушки в одну мисочку, рожки – в другую, бантики – в третью; со временем усложните задачу с макаронами: в одну ёмкость должны попасть только крупные колечки, в другую – мелкие. Малыш запомнит не только форму, но и размер.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;

 Игра "Угадай, кто к тебе пришел в гости".

Спрятавшись, подаете голос: "Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел? " Если ребенок не называет, скажите сами: "Это собачка пришла к Машеньке", покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Спасибо за внимание!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная гостиная "Мы вместе"

Материалы по работе с семьями воспитанников, поступающих в дошкольное учреждение...

Семейная гостиная " Вместе всегда интереснее".

Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах организации игровой деятельности детей раннего возраста....

Презентация семейной гостинной "Вместе всегда интереснее"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознате...

«Семейная гостиная» с родителями:«КОГДА СЕМЬЯ ВМЕСТЕ…»

Цель: создать условия для единения пространства «Детский сад – семья»....

Сценарий семейной гостиной "Счастливы вместе". (с родителями)

Совместное мероприятие с детьми и родителями для формирования межкультурного общения через совместное творчество. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, используются разнообразные...

Семейная гостиная «Вместе всей семьёй» в средней группе

Цель: воспитание духовно-нравственных качеств детей, любовь и уважение к членам семьи....