Психологические особенности детей дошкольного возраста (5-6 лет)
консультация (старшая группа) на тему

Консультация по теме "Возрастные психологические особенности детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5-6_letki.docx44.78 КБ

Предварительный просмотр:

Стремление  быть  тождественным  родителю  того  же  пола  означает прежде  всего  желание идентифицироваться  с  мужской  или  женской  ролью.  Поэтому  в  старшем  дошкольном  возрасте  мальчики  и  хотят  делать  всё  как  папа, а  девочки,  как  мама. Тем  самым  они  приобретают  необходимый  им  опыт  поведения,  соответствующий  их  полу,  что  позволяет  более  естественно  и  непринужденно  вести  себя  со  сверстниками.

  Общение  же  со  сверстниками  того  же  пола  становится  всё  более  существенным  фактором,  влияющим  на  самооценку,  уверенность    в  себе и  жизненный  тонус.   Таким  образом, идентификация  с  ролью  родителя  того  же  пола  представляет  собой  одно  из  выражений  процесса  социализации – приобретения  навыков  групповых  отношений  как  определенной  стадии  формирования  личности.

   Осознание  стремления  ребенка  походить  на  родителя  того  же  пол  отличается  от  подражания  в  первые  годы  жизни  и  является  знаком  авторитета  для  детей.  Благодаря  этому  мать  и  отец  могут  оказывать  наибольшее  влияние  на  детей  в  старшем  дошкольном  возрасте.  К  сожалению,  эта  возможность  часто  недооценивается  или  сводится  на  нет  из – за  различных  проблем  в  семейных  отношениях  и  личностных  особенностей  родителей.

   В  более  неблагоприятной  ситуации  оказываются мальчики,  в  семье  которых  недостаточна  роль  отца  или  произошла  перестановка  семейных  роле,  когда  например  бабушка  заменяет  мать,  а  мать – отца.   Драматическая  ситуация  наблюдается  в  распавшейся  семье.  Если  на  девочек  уход  отца  оказывает максимальное  травмирующее воздействие  в  младшем  дошкольном  возрасте  из-за  потери  эмоционального  контакта  с  ним,  то  для  мальчика  разлука  с  отцом  является более  тяжелой  в  старшем  дошкольном  возрасте,  когда  отсутствует  возможность  для  идентификации  с  его  мужской  ролью. Тогда  у девочек  существует  большая  вероятность  проявления эмоциональных расстройств  преимущественно  истерического  круга,  а  у  мальчиков – неуверенность  в  себе  и  страхов  в  результате  чрезмерной  опеки  и  тревожности  со  стороны  взрослых,  заменяющих  отца  и  проблем  со  сверстниками  того  же  пола.

  В  другом  варианте  у  мальчиков  из  неполной  семьи  нарастают  протестные  формы  поведения.  Мальчики  болезненно  заостренно  пытаются  утвердиться  в  мужской  роли,  компенсируя  этим  недостаток  общения  с  отцом.  Они  стремятся  лидировать  среди  сверстников,  но  не  всегда  достигают  успеха. В  результате  возникает  агрессивная  реакция на  несоответствие  своим  ожиданиям  и  требованиям.  Такие  мальчики  нередко попадают под  влияние  более  старших  ребят,  ведущих  себя,  по  их  мнению ,« как  настоящие  мужчины».

  Но  и  в  полной  семье  при  неблагоприятных  личностных  особенностях  родителей (н – р  грубость  отца )  ребенок  может  тоже  непроизвольно  усвоить  их,  что  так  же  создаст  трудности  в  общении  со  сверстниками.  Если  мальчик  ведет  себя,  как  и  отец,  грубо  и  агрессивно,  это  рано  или  поздно  приведет  к  конфликтам  со  сверстниками  и непринятию  с  их  стороны.

  Часто  восприятию  адекватных  полу  эталонов  поведения  препятствуют  конфликты  в  семье,  когда  дети  не  хотят  брать  пример  с негативно  настроенных  и ссорящихся  родителей.   Если  инициатором  конфликта  выступает  отец,  то  девочки  теряют  эмоциональных  контакт  с  ним  и  ранимо  воспринимают  нападки  на  мать,  с  которой  себя  отождествляют.   Мальчики  эмоционально заостренно  воспринимают  ущемление  интересов  отца  в  семье, испытывая  противоречивые  чувства  к  матери,  которую  они  по  прежнему  любят  и  в  то  же  время  не  могут  смириться   с  принижением так  значимого  для  них авторитета отца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...

"Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....

Психологические особенности детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...

Психологические особенности детей дошкольного возраста с зпр.

В выступлении раскрыты :  психологические особенности развития  детей с задержкой психического развития, познавательные особенности детей....