Особенности физического развития детей с ОВЗ
статья на тему

Шапошникова Наталья Евгеньевна

Описание особенностей физического развития детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_fizicheskogo_razvitiya_detey_s_ovz.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

  ГБДОУ детский сад № 82

 компенсирующего вида

Невского района

Шапошникова Н.Е.

Воспитатель

Особенности физического развития детей с ОВЗ

 Физическое развитие – одно из основных направлений обеспечивающее успешность жизнедеятельности ребёнка.

   Физическое развитие включает в себя формирование моторики ребёнка и автоматизацию комплекса движения.

   Особенности физического развития детей с нарушенным зрением делятся на четыре группы.

   1.Во-первых, - это собственно состояние физического развития ребёнка,при котором наблюдается :

-отставание детей с нарушенным зрением по антропометрическим данным по сравнению с нормально видящими сверстниками,

-нарушения координации движений ( непосредственно связано с нарушением зрения т.к. при овладении и выполнении движений зрение выполняет ориентировочную и регулирующую функции,

-нарушение осанки,которое наблюдается у 70% детей,

-плоскостопие, которое имеют 80% детей,

-слабая мышечная система,

-нарушение чувства скорости движения и двигательной реакции.

   2.Во-вторых,особенности физического развития детей с амблиопией и косоглазием проявляются в двигательных умениях, к ним относятся:

-более длительный период времени для становления основных движений,

-ошибочные или неточные выполнения исходного положения,

-трудность переноса двигательного умения в самостоятельную деятельность.

   3.К третьей группе особенностей физ. развития относятся проявления свободной двигательной деятельности:

-малоподвижные дети

-сверхактивные дети.

   4.К четвёртой группе особенностей физ. развития детей с амблиопией и косоглазием, относятся трудности при ориентировке в большом пространстве.

   Все вышеперечисленные особенности физ.развития детей со зрительной депривацией определяет специфику содержания физического воспитания в нашем детском саду,в том числе и требования к выбору методов и приёмов на физкультурных занятиях.

   Содержание обучения детей движениям в коррекционно-педагогическом процессе включает в себя три раздела:

 1.Обучение детей положениям различных частей тела.

 2.Обучение основным движениям.

 3.Совершенствование основных положений тела и движений.

   Обучение положениям различных частей тела (рук,ног,головы,спины…) начинаем с «Азбуки движений» - это начальные знания детей о исходных положении рук,ног,головы…,каждое положение требует кропотливой работы ,а так же самоконтроля и контроля со стороны взрослого .Необходимо сформировать навык каждого исходного положения.

   Обучение основным движениям должно осуществляться поэтапно,в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

   Рассмотрим «по - этапность» обучения движениям на элементарном основном движении, как ходьба:

-в младшей группе используем естественный показ, педагог  выполняет роль ведущего, учим ходить не в колонне, следим за осанкой.

-в средней группе роль ведущего выполняют дети ,добавляется ходьба по разным поверхностям.

-в старшей и подготовительной группах увеличивается время ходьбы, используем разные виды ходьбы, в разных направлениях.

   Такое усложнение от возраста к возрасту должно быть для каждого вида основных движений (бег, лазанье, бросание, метание и т.д.).

   В нашем детском саду структура занятия по физкультуре приближена к массовому саду, но с специфическими изменениями и дополнениями. Большое внимание уделяется отработке отдельных элементов, а так же ориентировке. Наши дети должны хорошо представлять образ движения, показ нужно разделить на отдельные этапы и каждый этап прорабатывается отдельно. Например, «Упражнение в равновесии»: сначала даём ходьбу по полу, потом по полоске, по направляющему шнуру, и только после этого – по скамейке. Хочется напомнить, что на занятиях необходимо включать упражнения на развитие слухового восприятия: «Подпрыгни столько раз сколько хлопков ты услышишь», и т. д. Неотъемлемой частью занятия является подвижная игра. На физкультурных занятиях нужно играть в подвижные игры, которые уже знакомы детям, чтобы не тратить время на объяснение.

   Подвижные игры всегда любимы детьми. В подвижных играх и спортивных упражнениях у детей с амблиопией и косоглазием следует учитывать задачи развития и тренировки нарушенных движений и зрительных функций. Игры с ловлей, бросанием, метанием,  лазаньем, перепрыгиванием – способствуют формированию у детей не только основных движений, но и развитию глазодвигательных функций: фиксации, прослеживания, конвергенции.

   НО! Необходимо помнить о зрительных диагнозах детей и рекомендации врача-офтальмолога при организации двигательной активности детей с тем, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение.

   На коррекционных занятиях, так же необходимо уделять внимание развитию навыков движения у детей с амблиопией и косоглазием. На общеразвивающих и коррекционных занятиях необходимо проводить физминутки: двигательные и зрительные, с целью предотвращения утомления, и снятию напряжения.

   В заключении хочу сказать, что весь процесс развития ребёнка зависит от того, как сумеют врачи, педагоги и родители организовать его жизнедеятельность  с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности физического развития детей"

В данной статье собран материал о безопасности Ваших детей во время занятий физической культурой....

Особенности физического развития детей раннего развития.

Движение - одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Зная особенности физического развития малышей, повышается их двигательная активность, которая является стимулирующим фактором развития...

Особенности физического развития детей младшего возраста

Основные показатели физического развития ребёнка...