Рекомендации "Развитие речи детей младшего возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Общение- та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствование которой продолжается всю жизнь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей младшего возраста

Общение- та деятельность, которой человек овладевает уже на первом году жизни и совершенствование которой продолжается всю жизнь. В общении развивается речь ребенка, в свою очередь, влияющая на характер общения.

         Пассивный словарь формируется в зависимости от активной позиции взрослого, знакомящего ребенка с окружающим миром. В процессе общения с ребенком необходимо:

- расширять словарный запас на основе обогащения представлений о ближайшем окружении.

- обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (учить понимать обобщающие слова; называть части суток; различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты)

- представлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги в целях развития инициативной  речи.

В процессе организации общения следует выполнять правила и применять приемы, способствующие установлению взаимопонимания; следить за интонацией и ее соответствием смыслу речи, при произнесении слов обращать внимание на их окончания.

В ходе общения и совместной с взрослыми предметной деятельности у ребенка продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

В интенсивно развивающейся активной речи ребенка осваиваются основные грамматические структуры. Он пытается строить простые предложения, в разговоре с взрослыми использует практически все части речи.

     Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Детской речи свойственны многие искажения и ошибки:

Сенсорные- из-за  недифференцированности восприятия тонкие различия в звуках ребенком не схватываются;

Апперцептивные- из-за колеблющегося внимания ребенка различно отношение к различным частям слышимого, произносимого слова;

Двигательные- из-за неразвитости строения голосовых органов ребенка возникают трудности воспроизведения звуков и их сочетаний;

Ошибка воспроизведения – из-за трудности запоминания возможны неточности при употреблении ранее слышанных слов.

     Воспитатель должен развивать у детей артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание. С этой целью упражнять их в отчетливом  произношении изолированных гласных и согласных звуков(кроме свистящих, шипящих, сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз(из 2-4слов).

    Важно формировать у детей умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса(«Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»). Чтобы этого добиться, воспитатель сам должен обладать соответствующими умениями.

Недостаточное развитие речи до школы вызовет большие затруднения у ребенка в школе, например в решении задач по математике. Мало прочитать условия задачи, надо еще понять, какие логические связи в нем скрываются, какой должна быть последовательность действий и др.

Развитие речи органически связано с умственным воспитанием, поскольку развитие мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление.

Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельностью т.е с эстетическим воспитанием, фольклорными и литературными произведениями.

В процессе обучения решаются задачи нравственного воспитания.

В педагогическом процессе на основе формирования у ребенка речевых умений и навыков развивается его речь;

- Понимание смысла слова и обогащение словаря;

- усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса;

- овладение звуковой культуры речи;

- формирование связной речи.

Каждую из задач необходимо решать комплексно и своевременно на протяжении всего дошкольного детства.

Задачи развития речи решаются в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой, художественной деятельности и в повседневной жизни.

     Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, гибко их применял в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными умениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста.

Дидактические игры и упражнения  на тему "Овощи"...

«Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с предметным окружением»

В раннем возрасте с детьми необходимо очень много разговаривать о том, что наблюдаем вокруг себя, знакомить детей с происходящими процессами в повседневной жизни. Чем больше мы обращаем детское вниман...

Развитие речи детей младшего возраста ( 2 – 4 года)

Развитие речи детей в младшем возрасте.        Современное психологическое развитие ребенка невозможно без правильного развития речи, поэтому развитие речи явл...

Тематическое планирование работы по развитию речи детей младшего возраста

Тематическое планирование рабоы с безречевыми детьми младшего дошкольного возраста...

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе

Собрание «Развитие речи детей младшего возраста» в первой младшей группе...

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...