Консультация для родителей «Зачем нужны настольные игры?»
консультация (старшая группа) на тему

Татьяна Александровна Ефремова

 Настольная игра удобна. В неё можно играть всей семьёй, с друзьями и детьми и даже детьми друзей. Неважно, какая вокруг обстановка — купе поезда, мчащегося к морю, ваша кухня или номер в гостинице — настольная игра всегда хороша и не занимает много места.

Когда ребёнок просит: «Ну, поиграй со мной!», вам не нужно теряться в догадках, в кого из динозавров вы должны сейчас превратиться. Здесь есть чёткие правила, понятно, что делать с кубиком, и даже прабабушка разобралась, какая фишка сейчас ходит.

Настольные игры обладают ещё одним достоинством: они могут серьёзно улучшить способности ребёнка в разных сферах. И если традиционное обучение предполагает дополнительные мотивации в виде кнутов и пряников, настольная игра не требует принуждения: участвовать и соблюдать правила ребёнок решает добровольно.

 Итак, чем же полезны все эти кубики и карточки и как использовать преимущества наиболее эффективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolnaya_igra.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Зачем нужны настольные игры?»

1. Математические навыки

 Счёт ходов, очков, денег, точек, выпавших на  кубик — то, что мимоходом проделывают в игре даже дошкольники. Почти все игры требуют хотя бы арифметического вычисления победителя.

Важно, как именно ребёнок ходит по полю: считает от одного или же прибавляет результат к уже отсчитанным полям, выполняя таким образом всё более сложные математические операции.

В общем, родителям, которые хотят помочь дошкольнику продвинуться в обращении с числами, учёные рекомендуют обращать внимание на номера полей и переводить разговор к числовым дорожкам.

2. Пространственное мышление

Кажется, между склонностью к настольной головоломке и умению парковаться посреди двух близко стоящих немецких машин нет ничего общего. Учёные  считают, что такая связь есть. Исследователи проанализировали данные  детей в возрасте от 4 до 7 лет и сообщили, что настольные игры, пазлы и кубики очень здорово помогают в пространственном мышлении  детей. Ни рисование, игры в игрушки, ни езда на велосипеде или самокате, ни рассказывание историй — хотя причём тут они? — не оказывали влияния на пространственный интеллект так, как бумажные пазлы. Просто у вас появился новый повод радоваться, видя, как дошкольник  пытается сложить пазл, изображающий чёрный квадрат, из 1000 кусочков.

3.Развитие речи и социальное взаимодействие

Социологи же чаще говорят не конкретно о речевом развитии, а о более широких коммуникативных навыках, которые нам дарят настольные игры, то есть умение поладить с другими, договориться об очерёдности ходов, согласиться  и не заплакать, когда победит  другой. Само собой разумеется, коммуникативные навыки легче всего будет развиться  у дошкольника в игре. Пытаясь объяснить свои поступки, ребёнок начинает анализировать, размышлять о скрытых механизмах собственного выбора и приходит к удивительному результату, который обнаруживают многие  педагоги: «Пока объяснял, сам понял». Поэтому к хорошей настольной игре должен прилагаться родитель, который всё время делает непонимающее лицо и вопрошает: «Зачем ты так сделал? Почему? Ну-ка поясни…».

4. Концентрация внимания, воли и подготовка к школе

 «Выполнение правил требует от ребёнка строго определённых действий, что повышает возможность формирования регулятивных умений и конкретных навыков, заложенных в игре», — утверждают доктор психологических наук Нина Салмина и кандидат психологических наук Ирина Тиханова в своём труде «Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр». Ребёнок, которому учитель 500 раз за урок успевает сказать: «Не вертись! Сиди смирно! Руки на парту сложи!», — удивительным образом сидит за столом с игровым полем два часа и дисциплинированно передвигает красный колпачок. Самоконтроль и умение сдерживать импульсы со временем превратятся в способность концентрироваться на учебных задачах.

5. Стратегическое мышление

В игре действие имеют выраженные последствия, причём эти последствия красноречиво сказываются на  результатах. Игра даёт некую закрытую среду, в которой, во-первых, не страшно действовать, а во-вторых, причинно-следственные связи легко отслеживаются даже за 20 минут. Это позволяет продумывать ходы наперёд, пытаться предсказать поведение противника и учиться на собственном опыте.

6. Познавательные способности и творческое мышление

Познавательный интерес просыпается у ребёнка, когда отец вносит домой припорошенный снегом сверток. Внутри вполне может оказаться игрушка, коробка с пазлами, или настольная игра. Настольные игры часто содержат мощный образовательный элемент, который окажется тем сильнее, чем больше расскажет родитель о новых правилах игры.

Учёные из британского университета Оксфорд Брукс  выяснили, что дети, которые задействуют в своих играх фантазию, обладают более сильным творческим потенциалом. Так что не расстраивайтесь, если ребёнок принёс в игру свое дополнение.

7. Улучшение самочувствия

 Психологи считают, что привлекательность настольных игр зависит от возраста ребёнка. Дошкольника зацепит сюжетная тематика («спасти зайчика от ёжика», «слепить кошке пирожок») и образность игрового материала, то есть здесь будут важны фигурки людей, машин, а ладье пририсуют глазки. Чем старше будет ребёнок, тем больший интерес у него вызовет заданная игрой проблема: выйти из лабиринта, удержать рыбу на удочке. С развитием мотивации достижения все более значимым будет победа. А это значит, что играть будет ещё интереснее.