Консультация "Игры с песком в развитии детей"
консультация на тему

Тарасова Анна Николаевна

Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому, мы взрослые можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, это поможет сделать занятия более интересными и продуктивными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_igry_s_peskom_v_razvitii_detey.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Игры с песком в развитии  детей»

Составитель: педагог-психолог  Тарасова А. Н.

Учеными доказано, что уже в животе у мамы ребенок начинает познавать мир, этот процесс называется тактильная (кожная) чувствительность. После рождения малыши активно занимаются исследованием окружающего мира - самообучением. Во время этого очень увлекательного процесса ребенку хочется все попробовать и потрогать, он тянется к ярким и чаще всего небезопасным предметам. Взрослые начинают ограничивать действия ребенка, устанавливать правила «что можно, а что нельзя» и со временем запретов становится все больше. Так и должно быть, это необходимо для его развития, для жизни в обществе. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе быть собой: творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение.

У дошкольников вербальный аппарат недостаточно развит, и ему очень трудно выразить свои мысли, переживания, страхи, которые зарождаются внутри, это может привести к  психосоматическим заболеваниям: к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Большую популярность сегодня получило такое направление как песочная терапия. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект, т. к. повышается мотивация ребенка к занятиям и более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.  Что же ещё дает ребенку такая терапия? Так как вербальный аппарат дошкольников недостаточно развит и им бывает очень трудно выразить свои мысли, переживания, страхи, словами песочница приходит на помощь. Зачастую такой способ помогает ребенку справиться со своими эмоциями, так сказать «высыпать» проблему.  Специалисты утверждают, что играя с песком, у человека открывается подсознание. Песок заземляет негативную энергию, играя в песок ребенок , а также и взрослый постепенно уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, успокоиться, отдохнуть.

 Песочные картины очень похожи на наши сны, которые психологи могут прочитать и расшифровать. Конечно, дома занимаясь с ребенком, вы не сможете точно расшифровать детские переживания и тревоги, которые он выплеснет на песочный рельеф. Но внимательно наблюдая за игрой ребенка можно уследить, как ребенок играет с главным героем, чего боится и как живет герой.

Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому, мы взрослые можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, это поможет сделать занятия более интересными и продуктивными. Цель многих родителей – воспитать своего ребенка всесторонне развитой гармоничной личностью. Песочница может стать для вас первым помощником в достижении этой цели. Ведь песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденный по своим возможностям предметно-игровая среда, и материал для изобразительной деятельности, конструирования, экспериментирования. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, мелкую моторику, тактильные ощущения, обучать счету и т. д. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Нужно учитывать некоторые условия работы в песке:

  1. Согласие и желание ребенка.
  2. Не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Занятия с песком следует начинать со знакомства с тактильными ощущениями, появляющиеся при взаимодействии с ним. Ребенок должен проговаривать свои ощущения, если он не говорит или говорит плохо, то ощущения проговаривает взрослый. Это стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с этим развивается речь, произвольное внимание, память, мелкая моторика.

Следующий шаг –  проговаривание ощущений с закрытыми глазами, для того чтобы дети прислушивались к свои чувствам.

Далее следует научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении. Песок будет поддерживать руки. Через некоторое время при помощи взрослого можно научить оставлять отпечатки ладоней и различных предметов, например формочек. Отпечатком ребра ладоней делать различные геометрические формы (треугольники, квадраты, круги), большие и маленькие, что позволит детям лучше запомнить понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины.

Параллельно с этим вы с детьми делаете самомассаж песком: пересыпать из ладони в ладонь, перетираете между пальцами и ладонями, глубоко зарывая руки в песок

Далее можно перейти на упражнения для развития мелкой моторики рук: «гуляет мишка», «прыгает зайчик», «игра на пианино», «проползла змея» ( выполняют зигзагообразные движения).

После таких манипуляций можно переходить к конструированию и рисованию на песке. Можно строить горы, реки, озера, в ходе работы рассказывать детям об окружающем мире, использовать в игре мелкие игрушки, природный материал (камушки, веточки, шишки и т. д.), здания, транспорт.  Создавая картины на песке очень важно чтобы ребенок их сопровождал рассказом, если ребенок самостоятельно это не может сделать то на помощь ему приходят взрослые, это способствует развитию речи.

Каждому родителю стоит обратить внимание на песочную терапию. Занятия с песком очень полезны для детей. Они улучшают эмоциональное состояние, ребенок становится более внимательным, развиваются речь, совершенствуют навыки позитивной коммуникации, развитие сенсорной сферы, тактильной (кожной) чувствительности. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия. Совершенствуются мелкая моторика, ориентация в пространстве, координация движений.

Литература:

1. Беляева И. В. Общаемся с родителями. //Старший воспитатель. – 2010. - №12. – С. 55-56.

2. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006. – С. 42-45.

3. Семененко Е. В. Песочная терапия. // Дошкольная педагогика. – 2010. - №7 (64). – С. 45 – 48.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение игр с песком для развития детей с ограниченными возможностями здоровья...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С ПЕСКОМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским пс...

Роль игр с песком в развитии детей дошкольного возраста.

Адаптация детей к условиям ДОУ средствами песочной терапии....

Роль Космического песка в развитии детей раннего возраста

Космический песок - это уникальный материал для детского творчества и игр, образовательного и познавательного процесса....

статья "Использование игр с песком для развития речи у детей с задержкой психического развития"

Использование игр с песком для развития речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....

Значение игр с песком для развития детей дошкольного возраста

Игры с песком и водой — одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К тому же они помогают развить мелкую моторику, координацию движений, способствуют оздоровлени...