значение игры
консультация на тему

Волгина Анастасия Валерьевна

значение игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_igry_konsultatsiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры в жизни ребенка

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Так А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка; имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе в работу».

 По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность ребенка проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности, сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.

Присмотревшись и прислушавшись к детям во время игры, можно увидеть, как девочки обращаются с куклами, соответственно так, как их мамы и бабушки со своими детьми, внуками. А мальчики со своими солдатиками, машинами, а так же друг с другом. Часто, то, что происходит в семье, дети переносят в свою игру.

В сюжетно-ролевой игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх появляется «роль в действии». Ребенок выполняет функцию мамы-парикмахера; или папы-водителя. В дальнейшем в сюжетно-ролевой игре выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так как предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения, которые так же формируются в семье.

Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра – дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной.

Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им. Например, игра в «семью», «больницу», «магазин», «детский сад».

Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. В строительной игре дети получают реальный результат в виде постройки. Сюда относится конструирование, лепка, рисование. Строительные игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе их освоения у детей возникает позиция созидания.

Еще один вид игры – подвижные игры. В таких играх необходимо соблюдать правила, которые озвучены ребенку до начала игры. Подвижные игры в основном направлены на формирование двигательных качеств. Они оказывают так же влияние на психическое развитие ребенка. Прежде всего, это касается нравственно-волевой сферы личности. Подчинение правилам в играх: «Мишка» - не убегать от «медведя» до определенного сигнала. Игра «День и ночь» - затормозить действия. «Море волнуется» - затормозить действие или изменить по сигналу ведущего.

В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений.

В играх-соревнованиях, в играх-эстафетах дети учатся удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение. Еще один вид игровой деятельности – дидактическая игра. Дидактическая игра создается взрослым в обучающих целях. В дидактической игре ребенок получает новые знания, обобщает и закрепляет их.

У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности.

Главная цель любой дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда ребенок выполняет определенные правила.

Организуя игру с дошкольниками необходимо помнить:

1. Функции игры:

  • развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

2.Четыре главные черты присущие игре

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  •  творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

3. Структуру игры как деятельности 

  • целеполагание,
  • планирование,
  •  реализация цели,
  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

4.Структуру игры как процесс

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

5.Использовать игру как метод обучения

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве НОД или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля, рефлексии).

Хотелось бы отметить, что  игра или элементы игры, целесообразно включенные в совместную деятельность педагога с дошкольниками, придают образовательно-воспитательным  задачам конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

Таким образом, взрослый через игру может способствовать развитию различных компонентов детской психики, таких как: внимание, мышление, память, координация движений, восприятие цвета, формы, величины, произвольность поведения, социальные нормы поведения, коммуникативные навыки общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Значение игры для всестороннего развития ребенка".

Значение игры для всестороннего развития личности ребенка. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным дейст...

Значение игры в музыкально-ритмической деятельности дошкольников.

Музыкальные занятия включают в себя разнообразные виды деятельности. Мы,музыкальные руководители, имеем возможность с помощью музыки  создать   их  увлекательными  и познавательным...

Значение игры для развития психики дошкольника

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка...

Консультация «Учимся играя, значение игры на развитие психики ребенка»

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут н...

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»

Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, но родители невсегда осознают её значимость в развитии ребенка. Развеить все сомнения поможет данный материал, подготовленный учителем-дефектологом для забот...

Игра - это серьезно: психологическое значение игры для детей

Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются пра...

Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».

Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка.  Учимся играть вместе с ребенком»....