Главные вкладки

    Значение игры в музыкально-ритмической деятельности дошкольников.
    материал (музыкально-ритмическое занятие) по теме

    Скачкова Лариса Анатольевна

    Музыкальные занятия включают в себя разнообразные виды деятельности. Мы,музыкальные руководители, имеем возможность с помощью музыки  создать   их  увлекательными  и познавательными. В своей работе я использую музыкальные игры, которые оказывают большую помощь в развитии музыкальных способностей детей. Все виды музыкальных игр, используемые мной на музыкальных занятиях, являются дидактическими, так как являются самым доступным и диагностичным видом деятельности.Они  дают возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка.                                                                                                                                                                                                                  Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя музыкальные игры  часто требуют  концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых музыкальным материалом, дети считают, что играть совсем не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру без опасения и страха, и прекрасно может проявить свою   индивидуальность.

    На данном сайте вы сможете найти:

    функции

     педагогическое значение

    задачи музыкально- дидактических  игр

     

    Музыкально-дидактические игры, которые я использую на своих занятиях, разработаны   известными  педагогами: Н.А. Ветлугиной, М. А. Давыдовой, О. И. Радыновой и Н. И. Льговской  др.

     Надеюсь, музыкальные игры,которые вы здесь найдете, сделают  занятия интересными для ваших вопитанников  и  будут полезными для вас!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                    

            

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_moy_sayt.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение игры в музыкально - ритмической  деятельности  дошкольников.

            Общение с музыкой  вводит ребенка в мир волнующих переживаний, открывает ему путь эстетического познания жизни. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, необходимо  развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.  

            Использование музыкальных игр  способствует реализации педагогических функций музыкально-игровой деятельности:

    познавательной;

    коммуникативной;

    реакционной;

    эстетической.

            Иначе говоря, музыкальные игры дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха.

    Музыкально-дидактическая  игра - самый   доступный и  диагностичный  из  всех видов музыкальной деятельности.

    Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка.

    Отмеченные особенности музыкальной игры придают ей особое педагогическое значение.

    Она-

     фактор развития ребенка;

    способ приобщения к музыкальной культуре;

    способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

    деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребенка;

    способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;

    способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

            В работе с детьми по развитию музыкально-сенсорных способностей  использую музыкально- дидактические игры Н.А. Ветлугиной, Н.Г.Кононовой,  А.Н Зиминой, Н. И. Льговской.

             Считаю необходимо обозначить ряд конкретных задач музыкально-игровой деятельности:

    развитие способности эмоционального сопереживания в процессе восприятия музыки;

    развитие музыкального слуха (звуковысотного, тембрового и динамического);

    развитие чувства ритма;

    развитие памяти детей.

    передача ребенку определенных теоретических знаний о музыке;

    развитие творческих способностей в процессе импровизации в различных видах музыкальных игр. 

    Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях помогает научить детей  воспринимать и любить музыку, испытывать потребность в постоянном общении с ней.

    Литература:

    Н.И.Льговская,А.Н.Зимина.

    Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке:

    Игра «Снеговики и снежинки»

    Цель игры:  учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.

    Музыкальный материал: «Вальс» Ф. Гершовой, «Чешская полька».

    Движения, используемые в игре: шаг польки, плавное кружение.

    «Снежинки»  и  «снеговики» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки  двигаются шагом польки «снеговики», под музыку Вальса - кружатся  «снежинки». Пьесы  исполняются в разной последовательности несколько раз. С окончанием звучания музыки  «снеговики» ловят «снежинок».

                                              Вокально-двигательные упражнения.

            В упражнения, предназначенные для вокально-двигательной разминки, заложены определенные цели. Прежде всего - сконцен трировать внимание детей на координации их собственных дви жений с пением, с музыкальным метроритмом.

                                         «Станем прямо»

    Это упражнение целесообразно использовать в преддверии разучивания  хоровода.

    Цель: научить детей творчески интерпретировать знакомые движения в новой  попевке, согласовывать движения с музыкой и словами песни, продолжать обучение движению в круге.

    Педагог закрепляет слова  вокально-двигательного  упражнения и поясняет,  что в этой попевке все движения будут комментировать то, о чем в ней говориться. Все движения детям уже знакомы, но надо постараться их исполнить аккуратно, в нужное время и четко.        

    1.Станем прямо - руки в боки,    Дети   встают, руки на поясе.                 

    На ногах начнем подскоки.                 Делают подскоки.

    Слушай музыку, старайся

    И со счета не сбивайся.

    2.Взялись за руки, и вот-                      Берутся за руки и образуя   хоровод.

    Получился хоровод.

    Слушать музыку старайся           Выполняют плавные движения руками,

    И со счета не сбивайся.                в соответствии с ритмом музыки.

    3.В хороводе мы пойдем,

    Плавный танец заведем,                        Идут хороводным шагом.

    Слушать музыку старайся

    И со счета не сбивайся.

            

                           «Ручки и головка»

    Цель:  развитие внимания  детей,  фиксирование поочередных движений правой и левой рук, включение в их метроритмические действия комплексного участия кивков головы.

    Ручка правая у нас

     пальчики сжимает,

    Это ручке точно в такт

    голова кивает.

    Ручка левая у нас

    пальчики сжимает,

    Этой ручке точно в такт

    голова кивает.

    Две руки теперь у нас

    пальчики сжимают,

    И обеим ручкам в такт

    голова кивает.                

                          «Игра на морском дне».

       

    Для того, чтобы детям легче было представить себе обитателей морского дна, о которых будет идти речь во время игры, рекомендую использовать наглядные пособия с их изображением. Пусть дети на рисунках или фотографиях увидят  образы морского конька, краба и золотой рыбки. Внешний вид этих животных можно сопоставить с песенками, которые они будут исполнять.

    В процессе игры идет повторение разных жанров музыки - песни, танца и марша.

    Я поясняю, что встретиться с этими жанрами можно повсюду, причем не только на земле, но даже под водой. Предлагаю отправиться  в подводное путешествие. Для начала ребята вспоминают, каких интересных обитателей рек, и моря они знают. В зависимости от, того, кто какого персонажа выбрал, предлагается представить, под какую музыку воображаемый персонаж мог бы станцевать.

                                                 

                                                     1. «Краб»  (Марш)

    Это - неуклюжий краб,

    Он и ходит кое-как.

    Вперевалку меж камней

    Он торопится скорей.

                                                     2. «Золотая  рыбка» (Вальс)

    Вот золотая рыбка,

    Она быстра и гибка,

    Хвостиком виляет,

    К танцу приглашает.

              3. «Морской конек»  (Полька)

    Погляди – морской конек,

    Как лошадка - прыг да скок,

    Вместо ножек – завитушка,

    Сам - как детская игрушка.

                                                   4. «Медуза» (песня)

    Медуза - словно парашют,

    И под волной она - как шут

    То стоит, а то колышется,

    будто песенка нам слышится.

          Для упражнения в легком беге на носках:

            

                    Огуречик,  огуречик,

                     Не ходи на тот конечик.

                     Там мышка живет,

                     Тебе хвостик отгрызет.

    Для упражнения в ходьбе, беге, галопе:

            

                    Из-за леса, из-за гор
                    Едет дедушка Егор
    .

                    Сам на лошадке,

                    Жена на коровке,

                    Внуки на телятках,

                     Гоп-гоп, гоп-гоп!

    Для упражнения в подскоках:

            

                    Как на нашем  на лугу

                     Стоит чашка творогу.

                     Прилетели две тетери,

                     Поклевали, улетели.

    Для  упражнения в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, сужения и расширения круга:

            

                    Скок, поскок молодой дроздок,

                    По водичку пошел, молодичку нашел.

                    Молодиченька - невиличенька

                    Сама с вершок, голова с горшок.

    Для упражнения в подготовке к переменному шагу:

                     Петушок,        петушок,

                           Золотой гребешок...

       

    Для упражнения в движении «ковырялочка»:

                    Андрей-воробей,

                    Не гоняй голубей!

                       Гоняй галочек

    Из-под палочек.

    Для упражнения в ритмичных  притопах:

             

                    Тара-тара-тарара

                     Выезжают трактора.

                    Будем землю пахать,

                    Будем рожь засевать,

                    Будем хлеб молотить,                

                    Малых детушек кормить.                                                                                                                                                                                                                                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и музыкально-ритмические композиции для детей дошкольников

    Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и танцы – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки). Они совершенствуются и на музыкальных занятиях и на занятиях по физическому ...

    Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза

    Проект  по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза...

    «ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)

    В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...

    Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх

    Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх...

    Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности

    В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...