Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
консультация (средняя группа) на тему

Смирнова Елена Ивановна

Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._didaktich._igry.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Большую роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись в игре, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактическая игра требует усидчивости, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает, наблюдательность, фантазию, память; учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Все дидактические игры разделили на группы:

1. Игры с цифрами и числами;

2. Игры путешествия во времени;

3. Игры на ориентировку в пространстве;

4. Игры с геометрическими фигурами;

5. Игры на развитие логического мышления.

При проведении занятий используют стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Детям можно  подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например: мы делили апельсин, много нас, а он (один).

Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Игра-конструктор «Сложи из фигур».

Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат).

Материал: плоские геометрические фигуры разной величины.

Дидактическая игра на логическое мышление «Найди лишнее»

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).

Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".

Дидактическая игра по развитию количественных представлений

«Один-много».

Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Дидактическая игра по развитию представлений о величинах «Большой, маленький».

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Дидактическая игра «Подбери дорожки к домикам»

Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

В этой работе раскрывается понятие "дидактическая игра" и роль игры в формировании элементарных математических представлений (несколько игр)....

Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Обобщение опыта работы «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Обобщение опыта работывоспитателя Скобелкиной Н.С.по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познав...

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Презентация по теме "Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Текст к слайдам презентации "Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста."...