Главные вкладки

    Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
    консультация (средняя группа) на тему

    Смирнова Елена Ивановна

    Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kons._didaktich._igry.docx16.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

    Большую роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика.

    Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

    Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

    Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

    Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись в игре, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

    Дидактическая игра требует усидчивости, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает, наблюдательность, фантазию, память; учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

    Все дидактические игры разделили на группы:

    1. Игры с цифрами и числами;

    2. Игры путешествия во времени;

    3. Игры на ориентировку в пространстве;

    4. Игры с геометрическими фигурами;

    5. Игры на развитие логического мышления.

    При проведении занятий используют стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Детям можно  подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например: мы делили апельсин, много нас, а он (один).

    Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

    Игра-конструктор «Сложи из фигур».

    Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат).

    Материал: плоские геометрические фигуры разной величины.

    Дидактическая игра на логическое мышление «Найди лишнее»

    Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).

    Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".

    Дидактическая игра по развитию количественных представлений

    «Один-много».

    Цель: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

    Дидактическая игра по развитию представлений о величинах «Большой, маленький».

    Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

    Дидактическая игра «Подбери дорожки к домикам»

    Цель: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

    Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

    Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

    В этой работе раскрывается понятие "дидактическая игра" и роль игры в формировании элементарных математических представлений (несколько игр)....

    "Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

    Презентация предназначена воспитателям детского сада.  Материал раскрывает роль художественного слова в формировании математических представлений дошкольников; знакомит с тематикой произведений, ...

    Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

    МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия          Инновационн...

    Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста «Укрась елочку»

    Дидактическая  игра по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста«Укрась елочку»...

    Доклад на тему «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

    Понятие «формирование математических способностей» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величи...

    Представление опыта работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

    Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....