Обучая развиваем пособие для родителей
книга (старшая группа) на тему

Кушу Анжела Нальбиевна

Обучая развиваем - это  пособие для родителей в работе с детьми с занмательными играми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knigadlyaroditeley1.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель-логопед

Кушу Анжела Нальбиевна

ВВЕДЕНИЕ

Ваш малыш плохо говорит. Вы в растерянности. Сможете ли Вы справиться с задачей самостоятельно и как? Задача выполнима, что для ее решения необходима длительная и кропотливая работа вас – родителей, учителя – логопеда и воспитателей.

Совместная деятельность логопеда, воспитателей и родителей принесёт более эффективный результат в коррекционной работе. Исправление речи детей будет происходить успешно, если родители смогут помочь ребенку исправить его речевые недостатки.

Непосредственное участие родителей в этом сложном процессе ускоряет и облегчает работу с ребенком.

Работать по предложенной нами системе можно совместно с логопедом или самостоятельно. Все задания предлагаются ребенку в игровой форме. Играя, он познает свойства предметов; игры развивают его речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом, развивается его слуховое восприятие.

Родители – это важнейшее звено коррекционно-педагогического воздействия. Приглашаю вас принять самое активное участие в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.

Будьте терпеливы, доброжелательны, и ваш труд и терпение будут вознаграждены!

Цель: помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка и вооружить определенными знаниями и умениями.

Основными задачами логопеда при взаимодействии с родителями являются:

  • формирование у родителей мотивации к коррекционной работе с их детьми;
  • выбрать правильное направление домашнего обучения;
  • наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Уважаемые, мамы, папы, бабушки и дедушки!

Эта книга для тех взрослых, которые хотят, чтобы их дети говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом трудностей.

Сказка «У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперед).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание щек – губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе),

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперед-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Бабушка шила, а Барсик с катушкой

Бегал, как будто с живою зверушкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперед-назад).

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперед).

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперед-назад).

И на зигзаг ее переключила (узкий язык двигается влево-вправо).

Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами),

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покататься успели.

После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык – под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком),

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот).

Вот из сарая индюшка пришла

Важно сказала: «Бл-бл-бл-ла» (широкий язык ходит вперед-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).

Упражнения на дыхание «Вся семья подует».

Стоя, спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть через рот.

Папа подует высоко, (руки поднять вверх, встать на носки, подуть)

Мама подует низко, (руки вверх перед собой, присесть и подуть)

Сестренка подует далеко, (руки перед собой, наклон вперед, подуть)

А братишка близко. (руки положить на грудь и подуть на них)

«Зарядка».

Выполнение соответствующих движений под чтение текста, дыхание свободное.

Все выходят по порядку (ходьба на месте),

Дружно делают зарядку:

Влево – вправо! Влево – вправо (наклоны)!

Получается на славу (присесть)!

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть (потрясти руками)!

Теперь можно отдохнуть (стряхнуть ступни ног).

Раз – два! Раз – два (наклоны туловища)!

Замелькали пятки (бег на месте),

Как чудесно босиком (бег на носках)

Бегать на зарядке (бег на пятках)!

Умеют все ребятки

С носочков вставать на пятки (соответствующие движения),

Вдохнуть и потянуться,

Присесть и разогнуться.

Встали! Выдохнуть! Вдохнуть! Теперь можно отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Как у нас семья большая да веселая: (Хлопают в ладоши).

Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы на обеих руках).

Два учиться хотят, (Загибают указательные пальцы на обеих руках).

Два Степана у сметаны – объедаются, (Загибают средние пальцы).

Две Дашки у кашки – питаются, (Загибают безымянные пальцы).

Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы).

Игра «Помощник».

Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.

Методические указания: ребенок с закрытыми глазами сортирует крупу.

Игра «Косички».

Для своей сестрички,
Я плету косички.
Из шнурка и тесьмы.
С нею очень дружим мы.

Методические указания: для «начинающих» детей предлагаются шнурки, затем усложнение – тонкая тесьма.

Игра «Собери бусы».

Маму я свою люблю,
Ей подарок подарю.

Методические указания: ребенку предлагается нанизать на нитку бусинки или пуговицы.

Координация слова с движением

 «Если был бы я девчонкой…».

Если был бы я девчонкой, (Идут по кругу).

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал, (Останавливаются и повторяют движения в соответствии с текстом).

Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам (Прыгают на месте).

Я б расставил по местам!

Отчего ж я не девчонка? (Мальчики машут рукой).

Я бы маме так помог! (Ставят руки на пояс).

Мама сразу бы сказала:

– Молодчина ты, сынок. (Вытягивают руки вперед ладонями вверх).

Работа по лексической теме «Семья».

  • Называть членов семьи, знать, кто кому кем приходится, употребляя притяжательные прилагательные. (Дима – мамин сын и бабушкин внук. Танина бабушка вяжет внучке носки). 
  • Называть профессии членов семьи, составлять предложения с предлогами. (Бабушка работает в магазине. Она продает посуду). 
  • Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Бабушкин день рождения»).
  • Выучить 2–3 загадки или четверостишия о членах семьи.
  • Пословицы и поговорки:

– В семье любовь да совет, так и нужды нет.

– Согласную семью и горе не берет.

– В семье и каша лучше естся.

– Вся семья вместе, так и душа на месте.

– Добрая семья прибавит ума-разума.

– В гостях хорошо, а дома лучше.

Автоматизация и дифференциация звуков Л – ЛЬ – Р – РЬ.

Ла – ла – ла – девочка спала.
Ля – ля – ля – вот моя земля.

Кипятила Клава молоко.
Молоко кипятить нелегко.
Внимательно Клава глядит,
Когда молоко закипит.

Мила вымыла ладони,
Мила сделала салат.
Маме помогала Мила,
Мама Милу похвалила.

Едет Владимир
В город Владимир,
Так как у Владимира
Родные во Владимире.

Ра – ра – ра – снежная гора.
Ря – ря – ря – синие моря

Готовит Раиса
Борису суп из риса,
А Борис Раису
Угостит ирисом.

Громыхает грозный гром,
Где-то в роще за бугром, –
Не боится грома Рома,
Ведь у Ромы папа дома.

Юра у Юли забрал юлу,
И сел с юлой играть в углу.
Не захотела для Юры
Юла петь баз Юли.

Незнайкины стихи – на развитие фонематического слуха.

Грустят на пригорке
Две стройные ёрки.

Был закат и тих, и светел,
Но потом поднялся ветел.

Мама, мама, мне поверь:
Сам убрал свою постерь.

Встал Илья на тонкий лёд
И хотел пойди впелёд.

Развитие психических процессов

игра «Скажи наоборот».

Далеко не каждый ребенок легко подберет «слово наоборот» (так мы называем антонимы). А это нужно, прежде всего, для сравнения, т.е. развития мышления.

Упражнения в образовании антонимов в разных частях речи.

Взрослый бросает мяч, называя какое-либо слово. Ребенок ловит мяч и, придумав слово антоним, бросает мяч обратно, называя свое «слово наоборот».

Существительные: смех –…, лето –…, день –… и т.д.

Глаголы: пришел –…, нырнул –…, влетел –… и т.д.

Прилагательные: широкий –…, маленький –…, богатый –… и т.д.

Наречия: далеко –…, высоко –…, глубоко –… и т.д.

Игра «Слово на заданный звук».

Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.

Придумывание слов на заданный звук: сначала – любых слов на какой-либо звук, а потом – по изучаемой лексической теме, например: «Назови имя девочки, название которого начинается со звука «А» (Аня, Анжела, Ангелина …).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое пособие "Обследуем - обучаем, обучаем - обследуем" для детей 3-4 лет с ЗПР

В диагностическом пособие представлены  методические и практические рекомендации  к организации психолого - педагогического изучения детей 3-4 лет в дошкольных учреждениях и специализированн...

Осеннее рисование. Обучаем в игровой форме. Обучаем приёму примакивания.

«Листопад». Конспект НОД с детьми раннего возрастаХод занятия:Воспитатель вносит корзинку с силуэтами листьев. Предлагает детям рассмотреть, что у неё в корзине.Воспитатель: "Да, это осенние листочки....

Консультация для родителей. Памятка для родителей, готовящихся обучать дошкольника грамоте

Представленные в памятке сведения для родителей помогут грамотно обучить ребенка-дошкольника основам звукового  анализа, грамоты, чтения и избежать часто допускаемых ошибок....

Образовательное пространство современного занятия: обучая всех, обучаем каждого

Чтобы обеспечить чувство психологической и социальной защищенности, доверие ребенка к миру, радость его существования, формирование положительных начал личности и индивидуальности ребенка, необходимо ...

"Обучаем, играя. Играя, обучаем"

Информация, содержащаяся в данном материале поможет родителям детей младшего дошкольного возраста в развитии речи детей. Познакомит с простыми , но интересными играми для данного возраста....

Обучаемся дистанционно Рекомендации родителям и фотоотчет по теме «Вербное воскресенье и Пасха»

Уважаемые родители! Пасха может стать очень ярким и интересным праздником для детей. Пасха для детей – это, прежде всего, знакомство с историей, которую они, возможно, еще не до конца понимают и...

Обучаемся дистанционно Рекомендации родителям и фототчет по теме недели «Космос»

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. Что можно рассказать ребенку о космосе и космонавтике? ...