Школа молодой матери
консультация на тему

Онуцкая Олеся Витальевна

Активный отдых в семье, развитие ребенка в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mamina_shkola_igry_na_vozduhe_04.2011.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ 

тема

«Активный отдых в семье, развитие ребенка в игре»


Тема: Активный отдых в семье, развитие ребенка в игре 

План

1. Теоретические основы активного отдыха в семье, развитие ребенка в игре

2. Разновидности игр на свежем воздухе

2.1. Игры на природе

2.2. Игры с водой и песком


I.Теоретические основы активного отдыха в семье,

 развития ребенка в игре

«Родителей, психологически готовых к родительству, не бывает. Родительство — не работа, не функция, которую нам надлежит исполнить, а Путь Исканий — судьба, которую мы выбираем... Ребенок - наш проявитель, при встрече с ним мы обнаруживаем в себе уже готовые отпечатки того, что в нас есть, что "отснято". И более того! - этот жизненный реактив рождает в нас новые качества! - Невозможно свести жизнь с ребенком к схеме, что мы только действуем, мы дитя "делаем", а оно "получается". И Ребенок нас делает, и дитя нас творит...» Эти замечательные слова принадлежат психологу Владимиру Леви. И я с ним абсолютно согласна.

Желаем вам, родители настоящие и будущие, расти и учиться с малышами, вместе с ними совершенствоваться, открывать в своей душе новые, еще неведомые вам самим, но очень добрые и теплые чувства. И по какой бы методике вы не занимались, в какие бы игры не играли, забудьте про свои родительские амбиции. Не ждите и не требуйте от ребенка результатов. Ведь жить не рядом с ребенком, а ВМЕСТЕ с ним — самый значимый, самый ценный результат. Давайте все вместе стремиться к "понимающему миру" родителей и детей. А мы будем стараться вам в этом помочь по мере сил и свободного времени.

О красотах природы и пользе прогулок на свежем воздухе не раз рассуждали и поэты, и философы, и ученые. Казалось, и родители придерживаются того же мнения. Но почему-то в глазах детей в последнее время игры на улице все больше теряют привлекательность.

Вследствие этого дети гораздо реже стали бывать на свежем воздухе, меньше двигаться и больше болеть.

Все это говорит о необходимости больше проводить времени на свежем воздухе.

Цель нашего сообщения раскрыть роль активного отдыха в семье в формировании личности ребенка.

Развитие ребенка в игре позволяет реализовать следующие задачи:

- развитие органов чувств, что способствует создание основы для познавательных процессов, мышления и творчества в будущем;

- стимулирование роста мышц и улучшение кислородного обмена в тканях, что способствует тренировке мелкой мускулатуры, а в сердце, легкие и мозг поступает больше крови и кислорода, укрепляется скелет. В солнечную погоду в организме вырабатывается витамин Д.

- облегчения процесса усвоения знаний в будущем, т.к. те участки головного мозга, которые отвечают за процесс движения, сосредоточены в коре головного мозга, в которой происходят нейрофизиологические процессы высшего уровня. Так что мышечные движения и  высшая нервная деятельность взаимосвязаны.

Важно подбирать игры, доступные и понятные ребенку по возрасту. Если игра слишком сложная, упростите ее правила. Усложняйте постепенно, старайтесь, что бы у малыша был стимул совершенствоваться, стремиться к чему-то большему. Совсем не обязательно, что бы ребенок все время выигрывал. Этим вы окажете малышу «медвежью» услугу. Пусть он научится спокойно относиться к поражению в кругу близких людей. Зато потом ему будет намного легче смириться с проигрышами, которые неизбежны в жизни. И, конечно, следите за тем, что бы кроха не переутомился. Чередуйте подвижные игры с более спокойными.

Совместные игры на природе не требуют от родителей особых педагогических познаний или специального оборудования, они легки и естественны, но вместе с тем очень важны для сближения семьи. Игра -замечательный способ пообщаться с малышом, лишний раз продемонстрировать ему свою любовь. Не секрет, что детские воспоминания накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Сделаем эти воспоминания теплыми и добрыми.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2. Разновидности игр на свежем воздухе

2.1 Игры на природе

Бегом марш!

Итак, мы нашли в лесу чудесную полянку. Для разминки можно поиграть в простые пятнашки. Такая беготня друг за дружкой обычно по вкусу крохам. А можно вспомнить сюжетную игру на основе пятнашек. Представляем, что папа — это огромный медведь. Он "спит" под деревом. А мама и ребятишки делают вид, что рвут грибы и поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

Корзинка опрокинулась,

Медведь за нами кинулся!

Теперь все разбегаются кто куда, а "медведь" их ловит. Кого поймал, тот становится "медведем".

Пятнашки на веревочке

Как ясно из названия, для игры нам понадобится веревка. Привяжем ее к дереву так, что бы она свободно вращалась, а на земле начертим круг, с радиусом, равным длине веревки. Теперь разбросаем внутри круга несколько десятков шишек и поставим папу охранять "сокровища". Одной рукой папа держится за веревку, а другой старается запятнать маму или малыша, стремящихся собрать шишки.

Больная кошка

Один из игроков старается запятнать остальных, он изображает "здоровую кошку". Игроки, которых запятнали, должны. положить руку точно на то место, до которого дотронулся водящий. Они тоже становятся "кошками", но "больными" и должны помогать водящему в ловле, причем пятнать они могут только свободной рукой. Последний оставшийся игрок

побеждает и становится "здоровой кошкой" в следующей игре. А в русской

разновидности этой игры, называющейся "щука", запятнанные игроки цепляются паровозиком к водящему и так все вместе продолжают игру.

Уголки

Для игры необходимо пять человек. Размечаем квадратную площадку. Бабушка с дедушкой и мама с папой занимают каждый свой угол (надо же, оказывается и родители иногда стоят в углу!), а малыш водит. По его команде, игроки меняются местами, перебегая из угла в угол. Водящий должен успеть занять освободившееся место. Тот игрок, который остался без угла, становится водящим.

Если вы заметили на полянке пенек, он пригодится нам для следующей игры. Положите на него пустую пластиковую бутылку. Теперь вся семья расходится на одинаковое расстояние от пенька. По команде, все бегут к бутылке и стараются ее схватить. Самый быстрый становится победителем. Играть можно до тех пор, пока не надоест. Что бы малыш не обиделся из-за того, что папа всегда выигрывает, можно ввести другие правила. Например, кроха будет бежать, а папа и мама прыгать на одной ножке или даже передвигаться на четвереньках. Тогда разница в скорости будет компенсироваться.

Если вы захватите с собой на прогулку десяток бельевых прищепок, то сможете поиграть в веселую игру, которая называется "общипанная курочка". Прицепите прищепки к одежде ребенка — он будет изображать "курочку". Теперь стараемся "общипать курочку" - сорвать прищепки. Если малыш до кого-то дотронулся, этот игрок становится "курочкой".

Устали? Значит нужно провести соревнование, где выиграет тот, кто дистанцию не пробежит, а пройдет. Если оторвал от земли сразу две ноги -проиграл. Для малыша это будет не просто. Ведь так хочется побежать быстрее, что бы обогнать маму с папой.

Попрыгаем?

Бегать, конечно, интересно, а прыгать — еще интересней. Посоревнуйтесь в прыжках в длину с места. Для этого проведите на земле

линию и прыгайте по очереди или все одновременно. Конечно, папа "улетит" дальше всех, но зато у малыша есть, к чему стремиться. А теперь превратимся в лягушат и попрыгаем по кочкам. Нарисуем 10-12 небольших кругов (мелом на асфальте или палкой на влажном песке). Расскажите малышу, что круги - это кочки. Нужно прыгать двумя ногами одновременно и стараться попасть точно в круг, а иначе лягушонок упадет в "болото". Теперь, отправляемся в путешествие по "болоту" друг за другом.

А вот еще игра, которая не только научит прыгать в высоту, но и потренирует ловкость и координацию движений. Протяните между двумя деревьями две веревки, что бы между ними образовалось "окно". Нужно прыгнуть так, что бы одновременно и нижнюю веревку перепрыгнуть, и под верхнюю "нырнуть". Для малышей "окно" расположите пониже и сделайте его большим. Пусть они для начала не прыгают, а просто пролазят между веревками. А вот папе можно и через узкую "форточку" прыгнуть. Пусть покажет, на что он способен!

Верный глаз

Где же, как не на природе поупражняться в метании? Ведь здесь нет опасности попасть в люстру или разбить любимую мамину вазу. Для этого подойдет подручный материал: камешки, палочки, шишки. Для разминки можно устроить охоту на папу, погоняв его немного по лесу с шишками на изготовке. Ну а потом приступить к играм по правилам. Выкопайте в земле в линию три небольшие ямки на расстоянии одного-двух шагов одна от другой. Теперь отойдите от первой ямки на несколько шагов и попробуйте забросить в нее камешек. Если попытка удалась, бросаем по камешку во вторую и третью ямку. Затем повторяем броски в обратном порядке. Промахнулся — уступай место следующему игроку. Что бы немного сравнять шансы, пусть малыш бросает камешки с близкого расстояния, а мама с папой — отойдут подальше. Самый меткий получает приз и почетное звание "Верный глаз".

Скакалка — простое и доступное, но при этом очень полезное приспособление, развивающее ловкость и выносливость. Даже совсем еще крохи, которые и прыгать-то толком не умеют, с удовольствием играют со скакалкой, пытаясь подражать старшим сестрам. Захватите с собой на прогулку скакалку - и вы получите прекрасную возможность устроить соревнования по прыжкам. Пусть мама расскажет дочурке, что во времена ее детства девочки тоже любили прыгать со скакалкой, а папа поведает сыну о том, что спортсмены обязательно используют упражнения со скакалкой в процессе тренировок. А теперь будем прыгать по очереди. Мама покажет, что можно прыгать не только на двух ногах, а и на одной, или чередовать две ноги и одну. А папа продемонстрирует чудеса ловкости, успев во время одного прыжка прокрутить скакалку дважды. Если у вас с собой две скакалки, устройте веселую эстафету, передвигаясь на дистанции прыжками. Малышам достаточно будет просто крутить скакалку и переступать через нее. Постепенно и они освоят непростой навык прыжков.

А еще интересно, если мама и папа будут вращать скакалку, а детишки прыгать через нее. Только для этого нужна длинная прыгалка. Перепрыгивать можно по очереди или вместе, держась за две руки или одну, лицом или спиной друг к другу. А можно привязать один конец скакалки к дереву. Тогда и мама сможет принять участие в веселых прыжках.

Пикник с друзьями

Если вы отправляетесь на пикник несколькими семьями с детьми, продумайте игры, в которые можно будет поиграть всем вместе. Конечно, поход на природу, костер и поджаривание шашлыка уже само по себе интересное событие для малышей. Но если вы организуете совместную игру взрослых и детей, радости ребятишек не будет границ, И .память о таком отдыхе останется надолго и у взрослых, и у малышей. Итак, не пора ли нам размяться?

Родители, дети, бабушки и дедушки становятся в круг. В центре круга — водящий. Все перебрасывают друг другу большой мяч, а водящий старается запятнать того, у кого мяч находится в руках. Это непростая задача, требующая от водящего внимания и быстроты реакции. Кого запятнали, тот сам становится водящим.

А теперь устроим веселую эстафету. Но сначала соберем побольше шишек и сложим их кучкой. Теперь делимся на две команды и выстраиваемся цепочками друг за другом на расстоянии от шишек. По команде игроки, стоящие первыми, бегут к шишкам, хватают по одной и складывают возле своей команды. После эстафеты все вместе считаем, у кого шишек больше. Можно немного усложнить задание, смешав шишки с камешками. Одна команда должна переносить камешки, а другая - шишки.

Веселая игра "домики" наверняка понравится малышам, да и взрослые с удовольствием поиграют в нее. Для игры нужно нарисовать на земле небольшие круги-"домики". Их должно быть на один меньше, чем игроков. Каждый занимает свой домик. Водящий обходит все домики, собирает игроков за собой в цепочку и уводит их подальше. При этом он приговаривает примерно следующее: "Жили-были гномики, отправились они гулять и оставили свои домики: гномик Маша, гномик Лиза, гномик Олежка... Гуляли они, гуляли и заблудились... " В любом месте рассказа звучит команда: "По домам!" Все, в том числе и водящий, спешат занять "домик". Кому это не удалось, сам становится водящим. Эта игра прекрасно развивает внимание.

2.2 Игры с водой и песком

Необыкновенные следы

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Узоры на песке

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочные прятки

Первый вариант

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Мы создаем мир

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества, (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

На буксире

Взрослый берет ребенка за руки, тот ложится на воду и выпрямляется. В такой позе взрослый тащит за собой ребенка.

Ребенку предлагается сделать вдох и спокойно лечь на спине на воду, руки раскинуть вверх — в стороны, дышать спокойно. Если ноги глубоко погружаются в воду, можно ими слегка подвигать вверх-вниз. Взрослый стоит рядом, поддерживая его.

Крокодил

Расскажите ребенку кто такой крокодил. Расскажите где он живет и покажите, как он передвигается в воде. Пусть ваш ребенок повторит движения.

Ребенок должен передвигаться по дну на руках вперед (ноги выпрямлены и вытянуты назад).

Бегом в воду!

Эта игра закрепляет у ребенка навык смело входить в воду и передвигаться в ней. В эту игру можно играть вдвоем, можно с командой детей. Для игры вам понадобятся мячи или любые плавающие игрушки, по количеству играющих детей.

Несколько детей становятся на берегу в одну шеренгу. На расстоянии 4—5 шагов от берега на воде находятся плавающие мячи (круги, рыбки), количество которых равно числу играющих. По сигналу взрослого дети бегут в воду, каждый берет один мяч и быстро возвращается на берег. Надо постараться быстро выполнить задание и первым занять свое место в шеренге. При этом забегать в воду дальше, чем расположены мячи, не разрешается. Обязательно похвалите тех, кто выполнил задание первым.

Поймай воду

Играющие становятся по пояс в воде в шеренгу или в круг. Когда взрослый скажет: «Поймай воду!», они вытягивают руки вперед, опускают их в воду, соединяют кисти рук, образуя ложечку, зачерпывают воду и поднимают руки над поверхностью.

«Ой, какие ручки дырявые, зачерпнем водичку еще раз», — говорит взрослый, если вода вытекает сквозь неплотно сомкнутые пальцы, и упражнение повторяется.

Можно играть в эту игру и вдвоем со своим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личнос...

«ШКОЛА МОЛОДОЙ МАТЕРИ» - ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Статья повествует об одной из современных форм работы с родителями "Школа молодой матери"....

Первое родительское собрание в младшей группе... Родительская встреча в "Школе молодых матерей".

Первое родительское собрание в младшей группе...Родительская встреча в "Школе молодых матерей". Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном ...

Родительское собрание "Школа молодых матерей"

Родительское собрание "Школа молодых матерей"...

Школа молодых матерей "Музыка.песни,танцы и ваш ребенок"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад ...