Мелкая моторика в спихофизическом развитии дошкольников
консультация (младшая группа) на тему
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок, Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом - ходьба, бег, прыжки.
С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы. С б месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.
Сорока-ворона
Кашу варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил.
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.
Примеры пальчиковых упражнений. Мы разделили их на группы и определили назначение.
1. Игры-манипуляции
«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», <Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2, Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой,
«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются,
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности,
«Колечко" - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак - ребро - ладонь" - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру),
«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак,
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец -какой-либо персонаж.
«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».
«Осъминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождались потешками, песенками.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 659.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЛКАЯ МОТОРИКА В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок, Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом - ходьба, бег, прыжки.
С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы. С б месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.
Сорока-ворона
Кашу варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил.
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.
Примеры пальчиковых упражнений. Мы разделили их на группы и определили назначение.
1. Игры-манипуляции
«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», <Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2, Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой,
«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются,
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья,
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности,
«Колечко" - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак - ребро - ладонь" - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмерка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками,
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру),
«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак,
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец -какой-либо персонаж.
«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».
«Осъминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
ами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождались потешками, песенками.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мелкая моторика в психофизиологическом развитии дошкольника"
"Рука - вышедший наружу мозг человека" - И. Кант Логопеды знают, что ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению н...
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант Ребенок только родился...
Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.
Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....
Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....
Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольника
Консультация для родителей...
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики и речевого развития дошкольников.
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываютс...