Игра как средство формирования любознательности дошкольников
материал на тему

Терешина Светлана Венедиктовна

В игре ребенок развивается и познает новое, а так же отображает в игре - творческой игре, социальную действительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтобы ребенок рос любознательным – ему нужны игры.

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

3 слайд

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Любознательность и есть естественное стремление ребёнка к приобретению всё новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Поэтому задача взрослых — создать оптимальные условия для развития любознательности у дошкольника. Ведь она позднее перерастает в познавательную активность.

Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию.

4 слайд

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

5 слайд

Важную роль в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра. Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса детей к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т. к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре педагогу следует своевременно принять действия, которые ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка детей.

5 -6 слайд

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр, дидактическая игра выделяется существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые вытекают из правил игры, способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и даёт дошкольникам моральное и умственное удовлетворение от участия. Для преподавателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников или в усвоении знаний, могут или в их применении.

7 слайд

          Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

1.        Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

2.        Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3.        Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4.        Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности все эти элементы функционально взаимодействуют в едином игровом процессе. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений.

8 слайд

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с её помощью решаются основные воспитательные задачи. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.

Можно использовать в работе следующие виды игр:

9 слайд

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д. (на занятиях).

Игры-предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга (по картотеке).

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

10 слайд -11 слайды

      В режиссёрской  игре  ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает  театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором  являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

      Игры - драматизации  создаются по готовому сюжету из литературного произведения  или театрального представления. План игры  и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем  наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы  героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей),  это  и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его  художественную ценность,  положительно влияют на развитие выразительности  речи  и движений.

     Детское творчество особенно ярко проявляется  в  играх – драматизациях.

12 слайд-13 слайды

      Ещё один вид – конструкторские  игры. Эти творческие игры  направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков  организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей  к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др.), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

       В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно  строительного материала, различных конструкций и размеров.

Материал  для  конструкторских  игр :

•        Природный материал  (листья, шишки, снег, глина, песок)

•        Искусственный материал (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы  различных видов и размеров).

14 слайд

Квест – приключенческие игры.

Это игровая педагогическая технология,

Форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета.

15 слайд

ЗАДАЧИ КВЕСТА

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ИГРЫ, УВАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:  РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЛЕЬНОЙ МОТИВАЦИИ, РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ОБОГАЩЕНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ, РАЗИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ КАК СРЕДСТВОМ ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ В САМОВЫРАЖЕНИИ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ: РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

20 слайд

Алгоритм прохождения квеста в детском саду:
Определить цели и задачи.

Выбрать место проведения игры.

Составить карту маршрута прохождения этапов игры.

Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители)

Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий игры.

Подготовить задания, реквизит для игры.

21 слайд

В настоящее время в соответствии со Стандартом реализация дошкольного образования осуществляется на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. В дошкольном возрасте таким видом деятельности, конечно же, является игра. Поэтому образовательная ситуация, построенная в игровой форме, имеет большее педагогическое и развивающее значение в сравнении с занятием по типу школьного урока. Таким образом, с введением ФГОС ДО ценность игры еще больше возрастает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования любознательности дошкольников

Игра - ведущий вид деятелности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, обучается, проявляет творческие способности, коммуникативные навыки. Какие игры мы используем в дошкольном детс...

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного на...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников."

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью, в которой говориться о том, как с помощью игры формируется любознательность дошкольников....

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»...

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, простр...