Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников."
статья на тему

Корнильева Светлана Михайловна

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью, в которой говориться о том, как с помощью игры формируется любознательность дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kornileva_s.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Корнильева С.М., воспитатель

                                                                  ГБДОУ детский сад №16 Василеостровского района

                                                                                                                       г. Санкт - Петербурга

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                        В. А. Сухомлинский.

       Игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем что игра очень созвучна природе ребёнка. Игра для него не просто интересное время препровождение, а способ моделирования взрослого мира его взаимоотношений, приобретение опыта общений и новых знаний.

        Психологи и педагоги отмечают огромное значение игры в дошкольном возрасте. Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний.

        Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.  Игра и игрушка - обязательные спутники детства. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых,

       Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

      Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому я как современный воспитатель органично «встраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный процесс более значительным.

      Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы я включаю во все виды детской деятельности и общения со мной ребёнка. Я наполняю повседневную жизнь детей интересными играми, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов.

       Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

      Игра – основная деятельность детей, поэтому все занятия в своей группе со своими детьми я провожу в игровой форме. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

В играх ребёнок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, делает обобщение, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы.

      Важную роль в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста и развития у них любознательности имеет дидактическая игра. Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отличать изменения отдельных, внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с её помощью решаются основные воспитательные задачи. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования.

       Важное место в жизни дошкольников занимает сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этой игре дети берут на себя роли людей, персонажей любимых мультфильмов или персонажей знакомых им литературных произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности все эти элементы функционально взаимодействуют в едином игровом процессе. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений.

       Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Вы наверняка замечали, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира. Именно детская любознательность и любопытство подталкивают ребёнка к новому и неизведанному, что нам, взрослым, кажется совсем несущественным. Между тем, специалисты утверждают, что несформированность таких качеств, как любознательность, пытливость, любопытство может привести к серьезным проблемам при обучении в школе, ведь еще Сократ говорил: «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим».

      Итак, игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника, которая развивает его способности, и именно в игровой деятельности развивается любознательность ребенка.

Используемые интернет ресурсы:

nsportal.ru

      maam.ru

infourok.ru

Dohcolonoc.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного на...

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»...

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, простр...

Семинар "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активнодействует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует,преодолевает трудности»...

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников

Каждый взрослый, наверняка, замечал, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира. Любознательность – ценное состояние личности.Игра – это умение вес...