Игра как средство формирования любознательности у дошкольников
консультация

Подсекалова Маргарита Владимировна

Каждый взрослый, наверняка, замечал, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира. Любознательность – ценное состояние личности.Игра – это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и учиться мыслить, творить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подсекалова Маргарита Владимировна

Воспитатель

ГБОУ школы № 297

(Отделение Дошкольного Образования)

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников

Каждый взрослый, наверняка, замечал, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира. Именно детская любознательность и любопытство подталкивают ребятишек к новому и неизведанному, что нам, взрослым, кажется совсем несущественным. Между тем, специалисты утверждают, что несформированность таких качеств, как любознательность, пытливость, любопытство может привести к серьезным проблемам при обучении в школе, ведь еще Сократ говорил: "Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим". 

Что это?" - главный вопрос любознательности.

Психологи подчеркивают, что любознательность - это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос - удивление " что это?" ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: "познание начинается с удивления" (Аристотель).

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать.

Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Слово « игра» ассоциируется с чем – то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития здорового, жизнерадостного малыша.

Игра – это умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и учиться мыслить, творить. Во что играют дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясно, что они играют в «настоящую жизнь», конечно, жизненный опыт, возможность понять, оценить многие явления разных детей по возрасту разные.

В играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение. В процессе игровой деятельности возникает любопытство – срабатывает ориентировочно – исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. Дети не ставят в игре каких – то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. В играх ребенок наблюдает, сравнивает, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит ему доступные ему анализы, делает обобщение. Одно из важных направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка, которое в раннем возрасте проходит преимущественно в процессе детского экспериментирования. В свободной исследовательской деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского

мышления готовыми схемами действия. Задача воспитателя - поддержать познавательную активность детей, побудить к самостоятельному экспериментированию. Эффективным способом стимуляции самостоятельной исследовательской активности является предъявление ребенку специальных «загадочных» предметов, обладающих рядом свойств.

Во – первых, они должны быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий ребенка. В одних случаях исследовательская деятельность детей может быть не связанной с решением практической задачи, иметь «бескорыстный» характер (рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, попробовать на вкус), в других – может быть направлена на решение какой – либо конкретной задачи (например, открыть коробочку, чтобы достать спрятанную игрушку).

Во – вторых, такие предметы должны быть достаточно сложными для ребенка. Чем более сложной и загадочной будет игрушка, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия. Вместе с тем необходим оптимальный уровень сложности предмета. Если предмет слишком прост или сложен, интерес к нему может быстро угаснуть. Оптимален уровень сложности, требующий определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта. Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять, - удивляться,

радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Не следует ругать ребенка, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил воды на пол, насорил, испачкался. Обязательно нужно отвечать на все его вопросы, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивать о том, что он делает, что у него получилось.

Важную роль в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра. Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. В отличие от игр, дидактическая игра выделяется существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые вытекают из правил игры, способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение от участия. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, память, внимание. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки экспериментирования.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со

сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Сюжетно – ролевая игра – это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно – ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности все эти элементы функционально взаимодействуют в едином игровом процессе. Главное условие игры – наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно – ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Таким образом, игра является важным средством формирования познавательного интереса детей. Использование на занятиях различных игр, создает мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.