Консультация «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3-4 лет»
консультация на тему

Иголкина Вера Александровна

Педагогам, работающим с дошкольниками, и большинству родителей давно известно о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью.

Под мелкой моторикой физиологи подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом не стоит забывать, что развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка, потому что, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, активизируются как речевые центры, так и сама речь. Однако, развитие мелкой моторики влияет не только на речь, но и на общее развитие ребенка, на его интеллектуальные способности. Ученые доказали, что одним из показателей нормального (физического и нервнопсихического) развития малыша являются показатели развития мелкой моторики, поэтому крайне важно начинать развитие пальчиков с раннего возраста.

В педагогической литературе описывается много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников, но один из самых интересных и доступных – пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек. В этом нам помогают различные потешки, прибаутки, приговорки, например, «Наши пальчики»«Сорока-белобока»«Идет коза рогатая» и т. п. С возрастом, и по мере овладения малышом тех или иных движений, пальчиковые игры усложняются и становятся более разнообразными. С помощью таких игр легко и весело тренировать движение пальцев рук.

Все пальчиковые игры можно условно разделить на группы, соответствующие возрасту ребенка.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет:

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».)

«Засолим капусту»

Мы капусту рубим,

(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трем,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

(Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

«Хозяюшка»

Кукле кашу я сварю:

(Мешаем кашу.)

В миску молока налью,

(Наливаем молоко.)

Положу туда крупу

(Насыпать крупу.)

И поставлю на плиту.

(Поставить на плиту.)

Будет каша хороша!

(Хлопать в ладоши.)

Кушай, кукла, не спеша.

(Пригрозить пальчиком.)

 

«Топ – топ, топотушки.»

Топ – топ, топотушки (Фонарики)

Пляшет зайчик на опушке. (Загибаем и разгибаем большие пальцы на обеих руках)

Пляшет ёжик на пеньке, (Загибаем и разгибаем указательные пальцы на обеих руках)

Пляшет чижик на сучке, (Загибаем и разгибаем средние пальцы на обеих руках)

Пляшет песик на крылечке , (Загибаем и разгибаем безымянные пальцы на обеих руках)

Пляшет котик возле печки. (Загибаем и разгибаем мизинцы на обеих руках)

Пляшет мышка возле норки, (Загибаем и разгибаем большие пальцы на обеих руках)

Пляшет козочка на горке, (Загибаем и разгибаем указательные пальцы на обеих руках)

Пляшет утки на реке, (Загибаем и разгибаем средние пальцы на обеих руках)

Черепаха на песке. (Загибаем и разгибаем безымянные пальцы на обеих руках)

Топ – топ, топотушки, (Загибаем и разгибаем мизинцы на обеих руках)

Пляшут лапки, (Фонарики)

Пляшут ушки, (Берем себя за ушки)

Пляшут рожки  (Делаем рожки)

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет:

«Лакомка»

Стоит на кухне под столом

Горшок со свежим молоком

(Левую руку сжать в кулак, положить на сток вертикально, слегка приоткрыв сверху.)

Тайком пробралась в кухню кошка -

Отведать молока немножко.

(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко,- это мордочка кошки; указательный палец и мизинец приподнять - так торчат кошачьи ушки.)

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

(Постепенно просовываем правую руку в кулак левой руки.)

А потом - ой-ой-ой!Ай-ай-ай!

Не вынуть голову никак.

(Кулак левой руки, сжимая пальцы правой руки, поднимается вверх.)

Бежит кошка во двор,

Натолкнулась на забор.

(Передвигаем кулак левой руки с зажатыми в нем пальцами правой руки.)

Бумс! Бац! Тук-так-ток!

Раскололся тот горшок.

(Разводим руки в стороны.)

Побежала кошка в дом

Опять за вкусным молоком.

(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко,-указательный палец и мизинец приподнять.)

«Кисель»

Бабушка кисель варила.

(Правой рукой «помешиваем кисель».)

На горушечке

(Соединяем кончики пальцев правой и левой руки, руки разводим углом.)

Для Андрюшечки.

(Ладонь правой руки кладем на грудь.)

Летел, летел соколок

(Скрещиваем ладони, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог

(Помахиваем скрещенными ладонями, как крыльями.)

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька

(Руками сильно ударяем по бокам, разводим в стороны.)

В черепушечке

(Округляем ладони, как горшок-черепушечку, и опускаем их.)

У старушечки

На горушечке.

(Соединяем кончики пальцев, показывая «гору».)

Бабка плачет«Ай-ай-ай!»

(Руками прикрываем глаза, головой покачиваем из стороны в сторону.)

Тише, бабка, не рыдай!

(Утираем «слезы» руками.)

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

(Помешиваем правой рукой «кисель».)

Во-о-от столько!

(Разводим руки широко в стороны.)

«Два веселых гуся»:

Жили у бабуси (Предплечья прижаты, ладони раскрыты под подбородком и развернуты в стороны, покачиваем головой из стороны в сторону.)

Два веселых гуся(Показываем два пальчика.)

Один серый (Показываем указательный пальчик на правой руке,

Другой белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Два веселых гуся (Показываем два пальчика.)

Мыли гуси лапки (Попеременно поглаживаем тыльные стороны ладоней.)

В луже у канавки,

Один серый (Показываем указательный пальчик на правой руке,)

Другой белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Спрятались в канавке. (Закрываем лицо обеими ладошками.)

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси! (Прикладываем ладони к щекам, качаем головой из стороны в сторону.)

Один серый (Показываем указательный пальчик на правой руке,)

Другой белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Гуси, мои, гуси». (Прикладываем ладони к щекам, качаем головой из стороны в сторону.)

Выходили гуси, (Встаем, руки опущены вниз, чуть-чуть разведены в стороны.)

Кланялись бабусе. (Кланяемся.)

Один серый (Показываем указательный пальчик на правой руке,)

Другой белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Кланялись бабусе. (Кланяемся.)

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет:

«Дудочка»

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

(Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.)

Потерял пастух дуду.

(«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.)

А я дудочку нашла,

(Наклон вперед за воображаемой дудочкой.)

Пастушку я отдала.

(Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.)

- Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

(«Идти» пальцем по столу.)

Там Буренка лежит,

(Показывая «рожки» из пальчиков.)

На теляток глядит,

(Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.)

А домой не идет,

(Отталкивающие движения двумя ладонями.)

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

(«Варят» кашу указательным пальцем.)

Сашу кашей кормить.

(Подносят ко рту воображаемую ложку.)

«Дай, молочка, Буренушка!»

Дай молочка, Буренушка,

(Имитировать, как доят корову.)

Хоть капельку на донышке. Ждут меня котятки,

(Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

(Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.)

Творогу немножечко.

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

(Опять показывают, как доят коров.)

Молоко коровье,

(Показывают поднятые вверх большие пальцы.)

Таким образом, через подобные пальчиковые игры мы приобщаем детей к традиционной русской культуре. Также признано, что сочетание движений рук и проговаривания стихотворений делает речь ребенка более четкой, ритмичной и яркой, поэтому развитие мелкой моторики является важнейшим фактором в речевом развитии ребенка.

Кроме того, развитие мелкой моторики является одним из главных показателей готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. А пальчиковые игры приносят большую пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, поэтому я в своей работе уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Как правило, это характерно для детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма, но эти упражнения рекомендуется использовать, начиная с раннего возраста.

Также пальчиковые игры стимулируют развитие внимания, мышления, памяти ребенка, развивают эмоциональность и творческую деятельность. Недаром такие игры являются одними из самых любимых игр как детей, так и взрослых. Ведь пальчиковые игры – это довольно удобное решение не только для ребенка, но и для воспитателя, родителя, если захочется поиграть дома, на улице или в детском саду. Пальчиками можно воспользоваться в любое время – их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ими по столу и многое другое.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3-4 лет»

Задачи:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

- развитие компонентов устной речи детей;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи через пальчиковые игры;

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми, а также соблюдения общепринятых норм и правил поведения;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, используя стишки - потешки.

Педагогам, работающим с дошкольниками, и большинству родителей давно известно о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью.

Под мелкой моторикой физиологи подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом не стоит забывать, что развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Важно развивать мелкую моторику рук ребенка, потому что, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, активизируются как речевые центры, так и сама речь. Однако, развитие мелкой моторики влияет не только на речь, но и на общее развитие ребенка, на его интеллектуальные способности. Ученые доказали, что одним из показателей нормального (физического и нервнопсихического) развития малыша являются показатели развития мелкой моторики, поэтому крайне важно начинать развитие пальчиков с раннего возраста.

В педагогической литературе описывается много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников, но один из самых интересных и доступных – пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек. В этом нам помогают различные потешки, прибаутки, приговорки, например, «Наши пальчики»«Сорока-белобока»«Идет коза рогатая» и т. п. С возрастом, и по мере овладения малышом тех или иных движений, пальчиковые игры усложняются и становятся более разнообразными. С помощью таких игр легко и весело тренировать движение пальцев рук.

Все пальчиковые игры можно условно разделить на группы, соответствующие возрасту ребенка.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет:

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».)

«Засолим капусту»

Мы капусту рубим,

(Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.)

Мы морковку трем,

(Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

(Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки. Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

«Хозяюшка»

Кукле кашу я сварю:

(Мешаем кашу.)

В миску молока налью,

(Наливаем молоко.)

Положу туда крупу

(Насыпать крупу.)

И поставлю на плиту.

(Поставить на плиту.)

Будет каша хороша!

(Хлопать в ладоши.)

Кушай, кукла, не спеша.

(Пригрозить пальчиком.)

«Топ – топ, топотушки.»

Топ – топ, топотушки (Фонарики)

Пляшет зайчик на опушке. (Загибаем и разгибаем большие пальцы на обеих руках)

Пляшет ёжик на пеньке, (Загибаем и разгибаем указательные пальцы на обеих руках)

Пляшет чижик на сучке, (Загибаем и разгибаем средние пальцы на обеих руках)

Пляшет песик на крылечке , (Загибаем и разгибаем безымянные пальцы на обеих руках)

Пляшет котик возле печки. (Загибаем и разгибаем мизинцы на обеих руках)

Пляшет мышка возле норки, (Загибаем и разгибаем большие пальцы на обеих руках)

Пляшет козочка на горке, (Загибаем и разгибаем указательные пальцы на обеих руках)

Пляшет утки на реке, (Загибаем и разгибаем средние пальцы на обеих руках)

Черепаха на песке. (Загибаем и разгибаем безымянные пальцы на обеих руках)

Топ – топ, топотушки, (Загибаем и разгибаем мизинцы на обеих руках)

Пляшут лапки, (Фонарики)

Пляшут ушки, (Берем себя за ушки)

Пляшут рожки  (Делаем рожки)

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет:

«Лакомка»

Стоит на кухне под столом

Горшок со свежим молоком

(Левую руку сжать в кулак, положить на сток вертикально, слегка приоткрыв сверху.)

Тайком пробралась в кухню кошка -

Отведать молока немножко.

(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко,- это мордочка кошки; указательный палец и мизинец приподнять - так торчат кошачьи ушки.)

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

(Постепенно просовываем правую руку в кулак левой руки.)

А потом - ой-ой-ой!Ай-ай-ай!

Не вынуть голову никак.

(Кулак левой руки, сжимая пальцы правой руки, поднимается вверх.)

Бежит кошка во двор,

Натолкнулась на забор.

(Передвигаем кулак левой руки с зажатыми в нем пальцами правой руки.)

Бумс! Бац! Тук-так-ток!

Раскололся тот горшок.

(Разводим руки в стороны.)

Побежала кошка в дом

Опять за вкусным молоком.

(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко,-указательный палец и мизинец приподнять.)

«Кисель»

Бабушка кисель варила.

(Правой рукой «помешиваем кисель».)

На горушечке

(Соединяем кончики пальцев правой и левой руки, руки разводим углом.)

Для Андрюшечки.

(Ладонь правой руки кладем на грудь.)

Летел, летел соколок

(Скрещиваем ладони, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог

(Помахиваем скрещенными ладонями, как крыльями.)

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька

(Руками сильно ударяем по бокам, разводим в стороны.)

В черепушечке

(Округляем ладони, как горшок-черепушечку, и опускаем их.)

У старушечки

На горушечке.

(Соединяем кончики пальцев, показывая «гору».)

Бабка плачет«Ай-ай-ай!»

(Руками прикрываем глаза, головой покачиваем из стороны в сторону.)

Тише, бабка, не рыдай!

(Утираем «слезы» руками.)

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя

(Помешиваем правой рукой «кисель».)

Во-о-от столько!

(Разводим руки широко в стороны.)

«Два веселых гуся»:

Жили у бабуси (Предплечья прижаты, ладони раскрыты под подбородком и развернуты в стороны, покачиваем головой из стороны в сторону.)

Два веселых гуся(Показываем два пальчика.)

Один серый (Показываем указательный пальчик на правой руке,

Другой белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Два веселых гуся (Показываем два пальчика.)

Мыли гуси лапки (Попеременно поглаживаем тыльные стороны ладоней.)

В луже у канавки,

Один серый (Показываем указательный пальчик на правой руке,)

Другой белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Спрятались в канавке. (Закрываем лицо обеими ладошками.)

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси! (Прикладываем ладони к щекам, качаем головой из стороны в сторону.)

Один серый (Показываем указательный пальчик на правой руке,)

Другой белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Гуси, мои, гуси». (Прикладываем ладони к щекам, качаем головой из стороны в сторону.)

Выходили гуси, (Встаем, руки опущены вниз, чуть-чуть разведены в стороны.)

Кланялись бабусе. (Кланяемся.)

Один серый (Показываем указательный пальчик на правой руке,)

Другой белый (Показываем указательный пальчик на левой руке.)

Кланялись бабусе. (Кланяемся.)

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет:

«Дудочка»

Ой, ду-ду, ой, ду-ду,

(Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга.)

Потерял пастух дуду.

(«Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке.)

А я дудочку нашла,

(Наклон вперед за воображаемой дудочкой.)

Пастушку я отдала.

(Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку.)

- Ну-ка, милый пастушок,

Ты спеши-ка на лужок,

(«Идти» пальцем по столу.)

Там Буренка лежит,

(Показывая «рожки» из пальчиков.)

На теляток глядит,

(Ладони открыть и закрыть, изображая глаза.)

А домой не идет,

(Отталкивающие движения двумя ладонями.)

Молочка не несет.

Надо кашу варить,

(«Варят» кашу указательным пальцем.)

Сашу кашей кормить.

(Подносят ко рту воображаемую ложку.)

«Дай, молочка, Буренушка!»

Дай молочка, Буренушка,

(Имитировать, как доят корову.)

Хоть капельку на донышке. Ждут меня котятки,

(Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот.)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

(Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках.)

Творогу немножечко.

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

(Опять показывают, как доят коров.)

Молоко коровье,

(Показывают поднятые вверх большие пальцы.)

Таким образом, через подобные пальчиковые игры мы приобщаем детей к традиционной русской культуре. Также признано, что сочетание движений рук и проговаривания стихотворений делает речь ребенка более четкой, ритмичной и яркой, поэтому развитие мелкой моторики является важнейшим фактором в речевом развитии ребенка.

Кроме того, развитие мелкой моторики является одним из главных показателей готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. А пальчиковые игры приносят большую пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, поэтому я в своей работе уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Как правило, это характерно для детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма, но эти упражнения рекомендуется использовать, начиная с раннего возраста.

Также пальчиковые игры стимулируют развитие внимания, мышления, памяти ребенка, развивают эмоциональность и творческую деятельность. Недаром такие игры являются одними из самых любимых игр как детей, так и взрослых. Ведь пальчиковые игры – это довольно удобное решение не только для ребенка, но и для воспитателя, родителя, если захочется поиграть дома, на улице или в детском саду. Пальчиками можно воспользоваться в любое время – их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ими по столу и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».

План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста разработан с целью повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный ...

Картотека «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3–4 лет»

Картотека «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3–4 лет» Задачи:- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;- развитие компонентов устной речи...

Игры по ФЭМП на основе русских народных сказок для детей среднего дошкольного возраста

Игры по ФЭМП на основе русских народных сказок для детей среднего дошкольного возраста...

Картотека пальчиковых игр на основе русских народных потешек для детей младшего дошкольного возраста

Картотека пальчиковых игр на основе русских народных потешек для детей младшего дошкольного возраста...