План работы по самообразованию «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».
методическая разработка на тему

План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста разработан с целью 

повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный  - в течение года. К плану прилагаются консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_16-17god_na_sayt.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                       

План работы по самообразованию

Тема: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».

Выполнила:

Воспитатель

Щипцова

Любовь Васильевна

Ф.И.О. педагога – Щипцова Любовь Васильевна

Образование – средне-специальное, первая квалификационная категория.

Тема самообразования: «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».

Работа начата – 01.09.2016г.

Предлагается закончить – 30.05.2017 г.

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный  - в течение года.

Задачи:

  повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;

  повысить уровень речевой компетентности детей;

  повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;

желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная.

Практический выход: семинар – практикум.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете.

                                                                                                                     

Актуальность

   На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

   Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

  Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Литература по теме:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
  6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
  7. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
  8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
  9. Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
  10. Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
  11. Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

                                            План работы 2016 - 2017 учебный год

В течении  года

Изучение методической  литературы  по данной теме

Работа с пальчиковыми и настольными театрами, разыгрывание ролей

Разучивание новых  пальчиковых  игр.

Оформление и пополнение картотеки  пальчиковых  игр

Отгадывание детьми  загадок, разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

Инсценировки сказок, атрибуты для театра

Подборка новых пальчиковых игр согласно возрасту

Картотека пальчиковых  игр

Подборка чистоговорок, физминуток, скороговорок, загадок

Работа с родителями

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

Работа с педагогами

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Примерные пальчиковые игры для разучивания с детьми 2 – 4 лет:

  • «Готовим салат вместе с мамой»
  • «Точка, точка, запятая»
  • «Семья»
  • «Этот пальчик»
  • «Зима»
  • «Катя кашу наварила»
  • «Птички»
  • «Дом на горе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3-4 лет»

Педагогам, работающим с дошкольниками, и большинству родителей давно известно о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью.Под мелкой моторикой физиологи подразумеваю...

Пальчиковые игры на основе русских народных сказок.

Картотека пальчиковых игр на основе русских народных сказок....

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018...

Картотека «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3–4 лет»

Картотека «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3–4 лет» Задачи:- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;- развитие компонентов устной речи...

Картотека пальчиковых игр на основе русских народных потешек для детей младшего дошкольного возраста

Картотека пальчиковых игр на основе русских народных потешек для детей младшего дошкольного возраста...