Пальчиковые игры на основе русского народного фольклора для детей дошкольного возраста
картотека

Картотека пальчиковой гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры на основе русского народного фольклора для детей  дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму родного языка.  Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные, сказки, загадки) и пальчиковые игры. А пальчиковая гимнастка способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь ребенка и повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, а так же снимает тревожность.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через использование пальчиковой гимнастики на основе малых фольклорных форм в непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

«Яблочко»  (возраст 2 – 3 года )

(Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду – сложите руку в кулак и покрутите

кулаком.

И упало прямо в воду – бульк!- уроните руку вниз.

«Дождик» (возраст 3 – 4 года)

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик, посильней, – машем открытыми ладошками

вверх – вниз.

Будет травка зеленей, – ставим на стол открытые ладошки

растопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки на кругленьком  лужочке ! – свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

«Жук, жук» ( возраст 3 – 4 года)

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!- изображаем жука с длинными усиками.

Где ты прячешься, скажи!- разводим руками в стороны и

пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,- изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!- опять одной рукой изображаем жука, 

а второй – листик, под который и залетает жук.

«Муха строит дом» ( возраст 3 – 4 года)

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.

Муха строит новый дом – изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук  – изображаем рукой движения молотком.

Помогать идёт петух – двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку. 

«Кораблик» ( возраст 3 – 4 года)

По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, –сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.

На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем

ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты – приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки, только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

«Тетери» ( возраст 3 – 4 года)

(Русская народная потешка)

Как на нашем, на лугу – разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу – ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери, – машем пальчиками обеих рук,

«слетаемся» с разных сторон в середину.

Наклевались, улетели.- указательный и средний палец –

клювы – тыкают в сложенную горстью вторую ладонь.

«Синий чиж» ( возраст 3 – 4 года)

(Русская народная потешка)

По дубочку постучишь – стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж – машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький.

Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные

движения, пёрышки на хохолке «развеваются».

А на лапке маленькой сапожочек  аленький.

Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца

другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал и головкою кивал.

Машем «крыльями», киваем головой.

«Ах ты, радуга-дуга…» ( возраст 4 – 5 лет) 

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга!

Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны

в сторону.

Не дай дождичка, – машем открытыми от себя ладонями

из стороны в сторону, изображая отказ.

Дай нам вёдрышко – ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять, чтоб теляткам поскакать,

В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы

напевая песенку.

Нужно солнышко – колоколнышко!

Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, – изображаем солнышко.

«Шла собака через мост…» ( 4 – 5 лет)

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост, – изображаем всеми пальцами

шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова),

остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост – показываем четыре пальца,

поднятые вверх, большой –  прижат к ладони.

На слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится,

Две ладони оставьте вместе тыльной

стороной вверх, ладони касаются

кончиками пальцев – это будет мост.

Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится.

Разведите руки в стороны и пожмите

плечами, как бы изображая удивление,

недоумение.

Пальчиковая игра с природным материалом «Шишка» ( возраст 2 – 3 года)

Шишку я в руке держу,

То сожму, то разожму (сжимать шишку в разных руках).

Поиграю с нею, ладошки разогрею ( катать шишку в ладошках)

Вот сжимаю правую, вот сжимаю левую ( сжимать шишку по очереди в 

правой и левой руке)

Буду шишку я сжимать, буду руки укреплять.

Пальчиковая игра с природным материалом «Камушки» ( возраст 2 – 3 года)

Покатаю я в руках бусинки, горошки,

Быть послушными учу пальчики, ладошки ( круговые вращения камушков, 

горошин между ладонями).

Тая варежку надела:

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал.

В свой домишко не попал.

Тая варежку сняла:

Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь

Здравствуй, пальчик,

Как живешь?

Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,

Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался.

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Кто в деревне живет?

Лежебока – рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком!

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать!

Кто в лесочке живет?

Под корягой - старый крот,

За горой лисенок,

В ельнике - лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать!

Есть у нас игрушка:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо-книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!

Соединяем одинаковые пальчики рук.

Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в "замок"),

Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук),

Дружат в озере бобры (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук),

Дружат в небе комары (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук),

Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались! (

руки опустить, потрясти кистями)

Колечко

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки, чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки.

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

Пчелка

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им, то же левой рукой, то же двумя руками.

Я пчела, лечу, лечу,

Меда сладкого хочу!

Я лечу, я жужжу,

Я на клевере лежу!

Ножки

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу. Те же движения производить пальцами левой руки, те же движения производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование").

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлеп, шлеп, шлеп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

Шёл бобёр

Шел бобер, нес топор,

Шел бобер через бор.

Шел бобер через болото,

Шел бобер искать работу!

У меня пропали руки (спрятать руки за спину),

Может быть они от скуки убежали в зоосад?

Нет, нашлись мои беглянки, (показать руки)

Они с джемом были в банке.

Мои ручки просто клад.

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет,

Безымянный не поймет,

Что все это значит,

Средний пальчик - очень важный,

Не желает слушать,

Указательный спросил:

«Может хочешь кушать?»

А большой бежит на кухню,

Тащит каши ложку,

Говорит: «Не надо плакать,

На, поешь немножко!»

Пальчики-братья

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! - говорят.

- Здорово, Васька-указка,

Мишка-серёдка,

Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка.

Раз уселась на скамейке

Наша дружная семейка:

Самой первой села мама,

Рядом — строгий наш отец.

Следом братец и сестрица.

Ну, а мне где поместиться?

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко-крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

Большаку дрова рубить,

А тебе воды носить,

А тебе печь топить,

А малышке песни петь

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Пять пальчиков

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

Как дела? - спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: - Во!

Указательный поманит,

Погрозит, укажет путь,

А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец — даст щелбан

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра

Выбирает имена:

Может Петя? Или Вова?

Или Алла Пугачева?

Мальчик-с-пальчик? Карабас?

Все уж было тыщу раз!

Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

Мизинчик-любимчик

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю –

Очень маленьких люблю!

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал.

Про мышат

Этот мышонок в норке сидит,

Этот мышонок в поле бежит,

Этот мышонок колосья считает,

Этот мышонок зерно собирает,

Этот мышонок кричит:

«Ура, все собирайтесь, обедать пора!»

Капустка

Мы капусту рубим рубим (проговаривать ритмично, это не песенка, ручками показываем как мы рубим капусту)

Мы морковку трём, трем (ручками показываем как мы трем морковку)

Мы капусту соооолим сооолим… (пальчики щепоткой - солим)

Мы капусту мнем мнем… (ручками «мнем» капусту)

Апельсин

Мы делили апельсин! (кулачок- «апельсин» перед собой)

Много нас (левая рука растопырена - это «мы»)

А он один (взгляд переводим на кулачок)

Эта долька для котят (отгибаем один пальчик)

Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик)

Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик)

Эта долька для чижа (четвертый)

Эта долька для бобра (пятый)

А для волка кожура! (встряхиваем бывшим кулачком - словно кожурой)

Разозлился волк - беда,

Разбегайтесь кто куда!

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинный,

Этот пальчик сильный,

Ну а это толстячок,

А все вместе — кулачок!

На прогулке

На дороге, у развилки,

Повстречались две дразнилки.

Повстречались, подразнились,

Не сдержались - и сцепились!

Прибежали разнималки-

Помешали перепалке.

И к развилке на кобыле

Прискакали две мирилки.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять-

Хорошо друзей считать!

Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот резал.

Этот ел.

Ну а этот, лишь глядел!

Пальчики

Десять пальцев —

Десять братьев:

Справа пять

И слева пять,

Стали думать

И гадать

Как друг друга

Называть.

Самый первый,

Ты – большой,

Указательный —

Второй,

Самый длинный

Будешь – средний.

Безымянный —

Предпоследний.

А мизинчик – позади.

Ты — мизинчик. Ты — води!

Поочерёдно загибаем пальчики:

Этот пальчик - в лес пошёл,

Этот пальчик - гриб нашёл,

Этот пальчик - занял место,

Этот пальчик - ляжет тесно,

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

Кашку варили

Ложечкой мешали

Куколку кормили

Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

Пальчики встают

Загибаем пальчики:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

Пальчики разгибаются.

Ладушки

Ладушки-ладошки

Хлопали в ладошки

Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)

Отдохнем немножко (руки на колени).

Кулачки

Кулачки сложили,

Кулачками били.

Тук-тук тук да тук,

Тук-тук тук да тук. (стучать кулачками друг о друга)

Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

С этим братцем

Песни пел!

Ивану-большому - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить,

А крошке Тимошке - песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Этот пальчик самый толстый,

Самый сильный и большой!

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный,

Избалованный он самый!

А мизинчик хоть и мал,

Зато ловок и удал!

Этажи

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем - семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек».

План работы по самообразованию воспитателя группы раннего возраста разработан с целью повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Проект долгосрочный ...

Консультация «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек для детей 3-4 лет»

Педагогам, работающим с дошкольниками, и большинству родителей давно известно о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью.Под мелкой моторикой физиологи подразумеваю...

Пальчиковые игры на основе русских народных сказок.

Картотека пальчиковых игр на основе русских народных сказок....

Дидактические игры на основе русского народного фольклора

Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора...

Дидактические игры на основе русского народного фольклора

Картотека дидактических игр с использованием русского народного фольклора...