Главные вкладки

    Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука Р
    консультация на тему

    Куненкова Инна Ивановна

    Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звука [р].

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Р]

    Кончик языка поднят к верхним зубам. Он напряжён, но неплотно прилегает к верхним зубам и вибрирует в проходящей воздушной струе.

    1.​ «Наказать непослушный язычок»

    Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5 – 10.

    Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

    2.​ «Лепёшка»

    Язык широкий положи
    И спокойным удержи.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

    3.​ «Иголочка»

    Язычок наш как иголка,
    Отойди, уколет колко!

    Рот приоткрыть. Узкий, напряжённый язык высунуть вперёд, как можно дальше.

    4.​ «Парус»

    Выше парус поднимай!
    В путь кораблик отправляй!

    Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.

    5.​ «Качели»

    Язычок на крылечке полежал –
    И на качели побежал.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

    Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

    6.​ «Язык перешагивает через зубы»

    А потом пошёл гулять,
    По ступенечкам шагать.

    Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

    а) Широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

    б) Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

    Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

    7.​ «Чьи зубы чище?»

    Чистим зубы, чистим зубы
    И снаружи и внутри
    Не болели чтоб они.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз.

    Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    8.​ «Маляр»

    Мы покрасим потолок,
    Маляром стал язычок,
    Будет чистым (вот дела!)
    Всё до дальнего угла!

    Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперёд – назад.

    9.​ «Щётка»

    Щёткой кухню подмету,
    Наведу там чистоту,
    Вправо, влево щетинки,
    Не оставлю ни соринки!

    Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его вглубь рта.

    10. «Вкусное  варенье»

    Мы вареньем, крепким чаем
    Всех знакомых угощаем…
    С губ сотрём следы варенья,
    Угощенья – объеденья!

    Рот приоткрыть. Высунуть широкий зык, облизать им всю верхнюю губу, затем нижнюю.

    Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

    10.​ «Лодочка»

    Лодочку могу свернуть
    И на ней отправлюсь в путь,
    Как ни высока волна,
    Лодке не страшна она!

    Сделать упражнение «Лопаточка» кончик и боковые края языка загнуть вверх, но язык высоко не поднимать.

    11.​ «Чашечка»

    Любим пить мы крепкий чай,
    Ну-ка, чашку подставляй!

    Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

    12.​ «Болтушка», «Индюк»

    Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд – назад. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

    Следить, чтобы язык не сужался, а нижняя челюсть не двигалась.

    13.​ Пощёлкать кончиком языка

    А потом попляшет.

    Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

    Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимается к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывается.

    14.​ «Лошадка»

    Едем, едем на лошадке
    По дорожке гладкой.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.

    15.​ «Грибок»

    Лошадка шла, шла
    И грибок нашла.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 -10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.

    16.​ «Гармошка»

    На гармошке он сыграет,
    И песенку споёт…

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.

    Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

    17.​ «Автомат»

    Рот открыт. Губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка многократно и отчётливо произносить звук Т-Т-Т сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

    Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.

    18.​ «Барабан»

    То же самое при произношении звука Д-Д-Д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

    Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

    "Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

    Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV-комплекс для постановки звука «Р»...

    Комплекс артикуляционной гимнастики

    Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

    СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

    При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

    Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

    Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

    Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков

    Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

    Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука Л

    Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...