Значение пальчиковой гимнастики для развития речи малышей
консультация (младшая группа) на тему

Щулькина Ольга Юрьевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение пальчиковой гимнастики для развития речи малышей.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое воздействие на развитие речи малышей. На ладони находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца. Безымянный  палец  активизирует  работу  печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

По мнению исследователя детской речи М. М. Кольцова, «сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Следовательно, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие.

Благодаря пальчиковой гимнастике, дети овладевают навыками мелкой моторики, что в свою очередь способствует развитию речи, а также, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы (мышление, внимание, память, воображение), снимает тревожность.

Чтобы пальчики стали умелыми, пальчиковые  игры, упражнения, и разминки  необходимо проводить ежедневно.

Вот некоторые пальчиковые игры:

Сорока - белобока

Сорока – белобока (круговые движения указательным пальцем по ладошке)
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)
Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому — не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,

Печку не топил—
Нет тебе каши!

Ладушки-ладошки

Моем мылом ручки, (трем рука об руку) 
Моем мылом ножки  (трем ладошками ножки) 
Вот какие ладушки, 
Ладушки-ладошки! (хлопаем в ладоши) 

Наварили кашки, (одна ладонь лодочкой) 
Помешали ложкой (пальчиком другой руки мешаем) 
Вот какие ладушки, 
Ладушки-ладошки! (хлопаем в ладоши) 

Замесили тесто, (ладошки друг на друге, круговые движения) 
Испекли лепешки, (дуем на ладошки) 
Вот какие ладушки, 
Ладушки-ладошки! (хлопаем в ладоши) 

Курочке – пеструшке (имитация пальчиками, будто крошим крошки)

Покрошили крошки.
Вот какие ладушки, 
Ладушки-ладошки! (хлопаем в ладоши) 

Строили ладошки (ручки домиком над головой) 
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки, 
Ладушки-ладошки! (хлопаем в ладоши) 

Хлопали ладошки, (хлопаем в ладоши) 

Танцевали ножки (топаем ножками)

Вот какие ладушки, 
Ладушки-ладошки! (хлопаем в ладоши) 

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко (ладошки под щёчку) 
Вот какие ладушки, 
Ладушки-ладошки! (хлопаем в ладоши)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один (показываем только один палец) 

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для чижа, (отгибаем следующий пальчик) 

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик) 

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик) 

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены) 

Дом

Целый день: тук да тук! (руки сжаты в кулачки, большие пальцы подняты                      вверх, опускаем и поднимаем их)

Раздается громкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Вот с такою крышей, (ладошки над головой) 

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окошками, (ладошки перед лицом) 

А на дверь повесили

Вот такой замок! (сцепили ручки)

Замок

На двери висел замок (сцепили ручки)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (стучим ладонями друг о друга)
Покрутили, (крутим ладошки туда-сюда, не размыкая пальцев)
Потянули (тянем, не размыкая пальцев)
И открыли! (пальцы размыкаются) 

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) 

Мы морковку трём, трём (кулачки трут друг друга) 

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)

Мы капусту жмём, жмём (пальчики сжимаем и разжимаем) 

Развитию кистей и пальцев рук помогают также игры с мозаикой, конструктором, пластилином, а также, рисование тычками, кистью, карандашами.

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи малышей"

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? ...

Статья: "Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей"

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок начал разговаривать раньше, нужно развивать мелкую моторику рук. Уже доказанным фактором является связь между мелкой моторикой рук и уровнем развития речи ребёнка....

Статья на тему :Значение пальчиковых игр в развитии речи малышей

Значение пальчиковыхигр в развитии речи малышей...

Значение пальчиковой гимнастики для развития речи

     Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: ес...

Конспект заседания детско-родительского клуба НА ТЕМУ: "Значение пальчиковой гимнастики в развитиии речи детей дошкольного возраста"

Конспект предназначен воспитателям детского сада и родителям детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей по теме: «Значение пальчиковых игр для развития речи малышей»

Речь. Как помочь малышу её развить с помощью мелкой мотрики....

"Играем вместе с мамой". Значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики для развития речи малышей. Консультация для родителей.

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо, как каша во рту. Ребёнок говорит мало слов. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь д...